Типологические характеристики первобытного человекаСтраница 3
Культура охотников и собирателей состоит из двух крупных комплексов. Первый включает все многообразие культурных явлений, обусловленное различием природных и исторических сред, второй - единую социальную структуру, свойственную всем этим обществам.
Каковы же те универсальные явления, что сближают между собой общества охотников и собирателей? В ходе исследования выяснилось, что социальная структура этих обществ строится из нескольких обязательных компонентов - общины, семьи, хозяйственной и целевой групп. Совокупность хозяйственных групп и есть сама форма существования первобытной общины. Основной ее функцией всегда является деятельность в качестве ведущего производственного коллектива. Коллективизм в добывании и распределении пищи, традиции взаимопомощи сочетаются с самораскрытием личности, ее неповторимого индивидуального облика. Первобытному обществу свойственна социальная неоднородность, выражающая различия не только в половозрастной структуре, но и в способностях и личной одаренности; половозрастное разделение труда сочетается в нем с индивидуальной специализацией в сфере материального и духовного творчества.
Объективным критерием различения стадий становления структуры эстетического сознания и эстетической деятельности в формирующихся эстетических отношениях палеолитического человека является развитие технических навыков обработки камня. При этом процесс образования орудий органично (гармонично) связан с их содержательной и функциональной целесообразностью и целенаправленностью. Содержательной основой стадиального развития эстетического сознания является практическая деятельность формировавшихся людей, ее ядро – труд, в частности, становление орудийности в нижнем палеолите.
Отсюда, утверждая идею совершенствования древних орудий, мы делаем вывод:
а) неизбежность улучшения качества (технологии) древнего труда коренится в самом развитии произведенных орудий;
б) совершенствование организации орудийной деятельности исторически изменчиво и связано не только с материальными, но и духовными (эстетическими) потребностями человека.
Можно предположить, что начальной стадии существования первобытного человека было свойственно использование необработанных каменных орудий, галек, дерева. Это был период использования инстинктивным человеком в рефлекторной форме естественных орудий без выбора необходимой направленности, без использования прямых объективных свойств предметов природы.
Наши предки оставили первичные орудия – эолиты, которые были повсюду сходные характером. Они представляли собой случайные кремневые сколы с острыми краями, иногда подправленными последующими ударами. У творцов еще не сформировался принцип соотношения частей. Отличительный признак поздних орудий: целесообразность, определенность формы, наличие отбивной поверхности (волнистость, ударный бугорок).
Древнейшие орудия первочеловеческих действий из грубо обработанной гальки были найдены в Танганьике, Уганде, в долине р.Ваал, в Восточной Африке (Олдовейское ущелье), а также в сибирских местонахождениях: в пещере Усть–Канская на Алтае, на р.Улалинка, в Зейской долине и в Филимошках.
Сомнительные случаи приписывания авторства. Конец жизни
Некоторые книги, изготовленные при жизни Гутенберга, исследователи пытались связать с его именем, хотя до сих пор этот факт остается недоказанным. К таким книгам относится «Майнцская Псалтырь», выпущенная в 1457 г. в Майнце. В ней впервые указан издатель — фирма «Фуст и Шёффер». После того как к Фусту перешло оборудование типографии Гут ...
Нашествие Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа.
Установление ига Золотой Орды. Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и
Орды в XIII-XV вв.
1237-1241 гг. русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи, завоевавшую огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь монгольского войска под командованием внука основателя империи-Чингисхана-Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Русские кн ...
Положение русского студенчества в конце XIX начале XX века. Образ русского студента в конце XIX
начале XX века
В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зараб ...