Типологические характеристики первобытного человека
Страница 4

История » Типологические характеристики первобытного человека

Характерными чертами орудий “галечной культуры” являются: а) примитивность; б) разнообразие случайных форм, отсутствие повторяющихся стандартов.

Функционально–морфологические характеристики целостности изделий человека нижнего палеолита обосновывают появление специфических эстетических качеств выразительности их форм.

В дальнейшем происходит формирование искусственной преобразованной среды обитания, создание эстетики техносферы. Тем самым через эстетическую деятельность в ее историческом пространстве и времени древние люди находили благоприятные условия (гомеостаз) для своего становления.

Именно формирование предметно–практических способностей людей эпохи нижнего палеолита (навыков обработки камня, умений, наблюдений, широкого опыта) образуют основу для возникновения и развития духовно–практических способностей (в историческом плане – магии, мифов, традиций, обычаев, верований, табу, форм общения), которые, в свою очередь, являются исходной социально универсальной программой для возникновения и развития художественных и теоретико–познавательных способностей (практически–духовных способностей). Эти базовые условия способствовали развитию целенаправленных действий человека по изменению предметного мира, по преобразованию и развитию системы значений и навыков. В целом появление эстетического способствовало уходу от стихийной случайности в человеческой жизнедеятельности, утверждению человечности в человеке и человеческой разумной упорядоченности! Ведь древний человек овладевал опытом эстетических переживаний и наслаждения не только в сфере орудийной деятельности. Постепенно у него развивалось чувство эстетической дистанции от утилитарной полезности, изменяется соотношение праксиологического и аксиологического подходов.

В социальной структуре древних обществ приведены многочисленные факты, свидетельствующие о не менее широком их распространении в сфере культов и первобытного искусства, причем эти факты почерпнуты не только из фольклорного и культурно-исторического материала, но и из разработки лингвистических данных.

Для древнейшего человека характерно мифологическое сознание. Первобытные люди были ещё не способны воспринимать творения своей фантазии как творческий вымысел, но видели в них правдивое описание "высшей" реальности. И всё же мифологические образы, представления отчасти проверялись практикой, опытом. Человеческое сознание было двухуровневым; реалистическим – "снизу" и мифологическим – "сверху".

Первобытная культура – ранняя форма человеческой культуры. Основными её свойствами были синкретизм и традиционность.

Синкретизм (гр. synkretismos соединение) выразился прежде всего в нерасчленённости, единстве трёх форм бытия – культуры, общества и человека. Здесь каждый член родоплеменного коллектива равен целому: у всех одно имя, одна раскраска тела, одна причёска, одни украшения, пляски, мифы, обряды. Иными словами, "я" полностью растворено в "мы" и точно так же культура этого родоплеменного "мы" тождественна с "мы – обществом" и с каждым входящим в него "я". Нерасчленённое, целостное мышление первобытного человека, как и сознание ребёнка, давало волю мощной фантазии, которая превосходила во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Перестройка в экономике России
Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпам и достижение на ее основе военной мощи. Это было сделано путем: а) крупных инвестиций в тяжелую промышленность, в первую очередь в сталелитейну ...

Поход на Европу
После разгрома Руси монгольские орды двинулись на Европу. Были разорены Польша, Венгрия, Чехия, балканские страны. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея-сына Чингисхана. Это был удобный предлог, чтобы прекратить трудный поход. Батый по ...

Политика «Малого Октября»
«Малый Октябрь» — название политического курса властей Казахстана в 1926—1927 годах, направленное на подавление местных национальных элит и усиление административного и экономического контроля над жизнью республики. Ф.И. Голощекин. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. рук ...