Типологические характеристики первобытного человекаСтраница 5
Второй существенный признак первобытной культуры – её традиционность. Все особенности структуры бытия и быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы вкуса оказались стабильными, жёсткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освящённый мифологическими представлениями. Власть традиции была абсолютной именно благодаря её способности выступать мощным социальным регулятором поведения людей, средством их сплочения. Это качество первобытной культуры, оставленное в наследство следующим эпохам, неразрывно связано с её мифологической доминантой, ибо мифология по самой своей природе претендует на абсолютность утверждённого ею миропонимания, а значит, требует от каждого индивида безусловного принятия данной системы идей, чувствований и их передачи в неприкосновенном виде из поколения в поколение.
В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура, в отличие от эпохи цивилизации, является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.
Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.
В различных школах и направлениях в качестве источника верований назывались различные сферы; основными из них признавались:
- познавательная деятельность (Э. Тэйлор и вся последующая антропологическая школа, выводившая религиозные феномены из неправильных обобщений непосредственного опыта, например, из наблюдений над явлениями сна, болезни, смерти и т.д.);
- эмоционально-волевая сфера (В. Вундт, Р. Маретт, А. Фиркандт и др., сюда отчасти можно отнести и последующие психоаналитические концепции);
- сфера "коллективных представлений", навязываемых человеку его социальным окружением через воспитание, общественное мнение, обычаи, различного рода стереотипы поведения и т.д. (социологическая школа Э. Дюркгейма).
Своего рода синтезом последних двух подходов стала в свое время концепция Л. Леви-Брюля. Он выделил целый ряд признаков, по которым можно распознать коллективные представления: они передаются из поколения в поколение; они навязываются отдельным личностям общественной средой; они не отделены от эмоций и волевых актов, а, напротив, включают их в себя; они мистичны в смысле веры в таинственные силы и в общение с ними. При господстве коллективных представлений восприятие мира ориентировано совершенно иначе, чем наше восприятие: мы стремимся к объективности познания, а там, напротив, преобладает субъективизм. Поэтому в коллективных представлениях оказываются смешанными реальные предметы и представления о них (например, не различаются сновидения и реальность, человек и его изображение, человек и его имя, его тень и т.д.).
Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.). Особенности
политического развития.
В результате дворцовых переворотов за 37 лет на российском троне сменилось 8 правителей, из них 5 императриц.
Первой правительницей в послепетровское время стала Екатерина I. Екатерину, преждевременно скончавшуюся от болезни, сменил Петр II. Третьей претенденткой на престо стала племянница Петра I, Анна Иоанновна. Ввиду бездетности имп ...
Коллективизация сельского хозяйства. Отход от ленинских принципов
кооперирования.
К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставил проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. Неэквивалентный обмен между деревней и городом в пользу последнего лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств, что вело к сокращению ...
Контрреформы Александра III. Образование
Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские ...