Сомнительные случаи приписывания авторства. Конец жизни
Страница 1

История » Изобретение книгопечатания (И. Гутенберг и И. Федоров) » Сомнительные случаи приписывания авторства. Конец жизни

Некоторые книги, изготовленные при жизни Гутенберга, исследователи пытались связать с его именем, хотя до сих пор этот факт остается недоказанным. К таким книгам относится «Майнцская Псалтырь», выпущенная в 1457 г. в Майнце. В ней впервые указан издатель — фирма «Фуст и Шёффер». После того как к Фусту перешло оборудование типографии Гутенберга, руководить типографией стал Петер Шёффер, который в свое время работал у Гутенберга, но на процессе принял сторону Фуста. Так как «Майнцская Псалтырь» в техническом и художественном отношениях может быть приравнена к 42-строчной Библии, напрашивается вывод, что Гутенберг принял участие в создании этой книги. Согласно одной из гипотез первая сумма, которую Гутенберг в 1450 г. занял у Фуста, как раз и предназначалась для изготовления этой «Псалтыри». Поскольку изобретатель вынужден был заложить у Фуста изготовленное на его деньги оборудование, последний стал обладателем печатного станка. Общая идея «Псалтыри», художественное воплощение шрифта и техническое изготовление литер для нее, возможно, принадлежат Гутенбергу. В «Майнцской Псалтыри» использован новый вариант шрифта миссала (крупного шрифта в кеглях по 48-60 пунктов), более крупного чем ДК. Он был изготовлен в двух различных кеглях. Особенностью издания является то, что здесь впервые была предпринята попытка печатать инициалы в две краски (красную и синюю) с гравированных металлических форм в один прогон с текстом. Формы, с которых печатали двукрасочные инициалы, были предположительно изготовлены из нескольких частей: на одной было изображение буквы, внутри которой, в свою очередь, были выгравированы различные фигуры и орнамент, на другой — украшения, окружающие букву. Каждая из частей, а также текст набивались краской отдельно и затем составлялись в общую форму. Использовались инициалы трех размеров. Сложность технологии помешала, по всей вероятности, более широкому применению многокрасочного способа печатания инициалов.

Много вопросов связано со «Служебником констанцской шархии» (Missale speciale Constantiense). Книга набрана меньшим по кеглю, еще недостаточно отработанным вариантом шрифта Майнцской Псалтыри и представляет пробное издание, предваряющее Псалтырь. Все сохранившиеся четыре экземпляра отличаются друг от друга. Нет также указаний на место и время выпуска книги. Убедительных доказательств того, что эта книга, а не «Фрагмент Страшного суда» является самой ранней работой Гутенберга в настоящее время нет.

Много споров ведется также вокруг второй большой Библии, набранной в 36 строк, так называемой В36. Она набрана последним вариантом шрифта ДК и является перепечаткой В42, но уступает ей по качеству. Один экземпляр, находящийся в Париже, был рубрицирован в 1461 г.; печатание книги таким образом можно отнести к 1457—1458 гг. Так как после печати Библии ее шрифт стал применяться Альбрехтом Пфистером в Бамберге, изготовление В36 пытались приписать ему. Но издания Пфистера, как правило, хуже В36. Высказывалось также мнение, что Гутенберг сам печатал Библию в Бамберге, на что указывает ряд обстоятельств. Однако на целый ряд вопросов исследователи до сих пор не дали точного ответа.

Наконец, рассматривается вероятность участия Гутенберга в издании так называемого «Католикона» - (Catholicon) — словаря с изложением латинской грамматики, составленного доминиканцем Иоганном Бальбусом де Януа в 1286 г. Он набран мелкокегельным полуготическим шрифтом, близким к шрифту 31-строчной индульгенции. Применение этого шрифта позволяло экономить бумагу и удешевить печать. Хотя «Католикон» по качеству набора не достигает уровня других изданий Гутенберга, все-таки считается, что эта книга напечатана изобретателем. Этот вывод делается на основании колофона, в котором в возвышенном стиле сообщается, что это произведение было создано с помощью Всевышнего в 1460 г. в Майнце не с использованием тростника, грифеля или пера, а в результате чудесного взаимодействия, соотношения и соразмерности матриц и форм. Но так как колофон не называет печатника, подобное смиренное восхваление нового искусства еще не может быть рассмотрено как несомненное доказательство авторства Гутенберга. Издание этой книги приписывали также Фусту и Шёфферу.

Страницы: 1 2