Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины
Страница 4

История » Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины

С 1837 г. обсуждался вопрос о переселении азовских казаков на восточное побережье Черного моря, либо в окрестности Анапы (где генерал А.И. Будберг предлагал создать из них Закубанское казачье войско). В ходе окончания Кавказской войны, с 1862 г. азовских казаков стали переселять в Закубанье в создававшиеся новые станицы Кубанского казачьего войска. В связи с начавшимися волнениями (некоторые казаки даже ушли в Турцию) и окончанием войны на Кавказе, с 1864 г. переселяться разрешили только добровольцам, и указом 11 октября 1864 г. Азовское казачье войско было упразднено [20].

Иначе сложилась судьба тех запорожцев, которые после ликвидации Сечи в 1775 г. остались на Украине. Угроза новой войны с Турцией заставила правительство создавать новые казачьи формирования, не допуская, однако, возрождения казачьей вольницы. В 1787 г. по инициативе князя Г.А. Потёмкина началось создание казачьего войска из бывших запорожцев, получившего в 1788 г. название Войска верных казаков и в том же году переименованного в Черноморское казачье войско. После окончания русско-турецкой войны 1787–1791 гг. оно получило вначале земли между Днестром и Южным Бугом, примыкавшие к Черному морю, но в 1792 г. войску была пожалована территория между рр. Кубань и Ея, включая «остров Таман» (ныне – Таманский полуостров). Переселение черноморских казаков, из которых бывшие запорожцы составляли меньшинство, осуществилось в 1792–1794 гг., после чего была определена и восточная граница кубанской «Черномории». В 1860 г. из Черноморского и части Кавказского линейного казачьих войск было образовано Кубанское казачье войско.

Запорожье было районом классической украинской казачьей вольницы, но в период народных восстаний происходило массовое «показачивание» населения, а Б. Хмельницкому в 1648 г. удалось даже создать на Украине гетманскую державу, делившуюся на полковые округа. В зависимости от ситуации количество полков менялось, как и их границы, а Я.Р. Дашкевич даже назвал полковое и сотенное устройство гетманской Украины XVII–XVIII вв. «белым пятном» в истории [21]. До сих пор неизвестно точное количество существовавших в разное время казачьих полков, тем более значительную трудность представляет установление границ между ними [22]. В ходе военных действий против Речи Посполитой гетманы некоторое время контролировали часть белорусских земель, где также создавались казачьи полки: Турово-Пинский, Белорусский (Чаусский), Мозырский, Быховский. В гетманской державе Запорожская Сечь оставалась на особом положении, как островок вольницы, не всегда подчиняясь распоряжениям гетманской администрации.

В период после падения гетмана И. Выговского на Украине развернулась ожесточённая борьба между сторонниками польской, российской и турецкой ориентации, а Андрусовское перемирие 1667 г., расколов Украину, предопределило и разные судьбы казачества. На территории Речи Посполитой последние казачьи полки были ликвидированы в 1712 г., а на российских землях существовали две основные категории украинских казачьих полков – первые входили в состав т.н. «Гетманщины», назывались малороссийскими и были упразднены в 1775–1782 гг., вторые именовались черкасскими, а затем слободскими и существовали с 50-х гг. XVII в. до 1765 г. (Сумской, Ахтырский, Харьковский, Изюмский, Острогожский, а на раннем этапе также Балаклейский, Колонтаевский, Змиевский, а возможно и Воронежский полки [23]). В отличие от Левобережной Украины («Гетманщины»), слободские полки создавались украинскими переселенцами на российской территории и изначально подчинялись российской администрации. Слободскую Украйну активно заселяло и русское население, что сказалось на формировании особого русско-украинского говора и культурных традиций. В 1753 г. Сенат постановил создать Новослободское казачье поселение, протянувшееся узкой полосой к югу от Новой Сербии (для защиты последней от татарских набегов) на землях запорожских казаков между рр. Днепр и Синюха. Но фактически Новослободский казачий полк был создан лишь во второй половине 1750-х гг., а уже в 1764 г. был упразднён [24].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

И.В.Киреевский: критика западного рационализма .
Иван Киреевский выдающийся представитель славянофильства. Путь Киреевского к Православию напоминает путь Пушкина. Отец Киреевского, как и отец Пушкина, был близок к масонам Екатерининской эпохи. Крестным отцом его был никто иной, как виднейший масон И. В. Лопухин. В юности Киреевский был деятельным членом кружка любомудров, а один из лю ...

Первая мировая война и участие в ней России (причины, характер, основные этапы, влияние на обстановку в стране).
Причины. 1) Капиталистический мир вначале XXв. Находился в глубоком кризисе. Более того: в кризисе находилась вся мировая цивилизация, которой предстояло определить пути своего дальнейшего развития. Внешним проявлением этого кризиса стало обострение борьбы между западными странами за передел колониального мира, за рынки сбыта и сырья, з ...

Россия на рубеже XVII–XVIII вв. Необходимость модернизации российского общества
При сложившемся типе организации труда и хозяйства русское общество располагало весьма низким объемом средств и ресурсов для создания необходимого уровня государственного управления, организации суда, финансовой системы, поддержания достаточной обороноспособности и развития армии, для удовлетворения, наконец, минимальных запросов общест ...