Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины
Страница 7

История » Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины

Судьбы русского и украинского казачества во многом оказались различными. Если первое из них царское самодержавие стремилось превратить в свою опору и использовать для укрепления российских границ и поддержания внутреннего порядка, то второе вызывало подозрения в сепаратизме (ибо украинское казачество имело опыт создания своей государственности в XVII в.). К тому же наличие казачества на Украине воспринималось властями как препятствие в расхищении помещиками богатейших земель и закрепощении местного крестьянства. Исчезновение угрозы татарских набегов из Крымского ханства позволило вскоре приступить к ликвидации казачества на Украине. Напротив, напряжённая обстановка на азиатских рубежах России, бесконечная война на Кавказе, – всё это вызывало потребность в укреплении казачьих войск, территории которых прикрывали Россию от ударов.

Память о казачьем прошлом и о старых казачьих вольностях оказалась неистребимой, и в 1917 г. во многих местностях Украины и Кубани возникло массовое «вольно-казачье» движение. Ещё раньше, в преддверии Первой мировой войны, в Галиции родилась идея использовать популярность казачества в народе при создании украинских национальных формирований в составе австро-венгерских войск для борьбы против России, в надежде добиться в перспективе автономии или даже независимости Украины. Этому предшествовало создание ряда общественно-политических организаций – Украинского Сечевого Союза, Общества Сечевых стрелков и т.д., с весны 1914 г. во Львове издавались «Запорожские вести», а в начале войны был сформирован Легион Украинских сечевых стрелков (УСС) «для вооружённой расправы с москалями», состоявший из куреней и сотен, «Кош УСС», «Сводная станица УСС» [32]. В дальнейшем, создавая свои вооружённые силы, Центральная Рада Украинской Народной Республики ввела казачьи звания, наименования подразделений, атрибутику и элементы униформы. Эти же традиции использовались Украинской Державой гетмана П.П. Скоропадского и Директорией. В противовес войскам противника, большевики также создавали на территории Украины свои казачьи и псевдоказачьи формирования, в том числе – «червоных казаков». В 1938-1939 гг. существовала так называемая «Карпатская Сечь» – вооружённые силы автономной Карпатской Украины в составе Чехословакии, на короткий срок ставшей самостоятельной Карпатской Украинской Республикой [33] и ликвидированной венгерскими войсками. С началом вторжения в 1941 г. немецких войск в СССР Т. Бульбой-Боровцом была создана «Полесская Сечь», самораспустившаяся 16 февраля 1942 г. [34]. Украинская Повстанческая Армия также использовала казачью терминологию. Однако внедрить казачьи традиции на территории Западной Украины в полной мере не удалось.

В СССР проводилась политика расказачивания, сопровождаемая чудовищными репрессиями. Десятилетиями правящая коммунистическая номенклатура пресекала «излишний» интерес общественности к казачеству. Возрождение казачества началось в СССР лишь в 1989 г., однако первым неформальным объединением потомственных казаков оказалось Донецкое казачье землячество, созданное на историческом факультете Донецкого университета в сентябре 1984 г. по инициативе Д. Билого и В. Задунайского [35]. В то время на Дону или Кубани об этом ещё не смели мечтать. Весной 1991 г. в Харькове при Украинском фонде культуры была создана инициативная группа для возрождения слободского казачества. В августе 1991 г. в Коммунарске (ныне – г. Алчевск Луганской области Украины) появилось Алчевское землячество казаков во главе с атаманом. В декабре того же года на острове Хортица состоялась Кошевая Рада Запорожского казачества, а в Киеве гетманом Украины был избран В. Чорновил [36]. Так началось возрождение украинского казачества на современном этапе. Эти и созданные позднее казачьи структуры носят характер общественных организаций, не являются частью вооружённых сил Украины, не претендуют на какую-либо территориальную автономию и пользуются поддержкой официальных властей. В отличие от России здесь нет речи о разделении казачества на реестровое и нереестровое, а также маниакальных утверждений, что казаки – особый народ, отличный от русского или украинского. Впрочем, нет и единства: существуют взаимно не признающие друг друга казачьи сообщества. Летом 1999 г. численность наиболее крупной организации современного украинского казачества составляла до 150 тыс. чел. [37]. Но есть и совсем незначительные экзотические сообщества, например, казачье «войско» во главе с Е. Петренко, исповедующее неоязычество, что не мешает этому «гетману» (получившему высшее историческое образование в Кубанском университете) работать в академическом институте в Киеве.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Успехи церковного землевладения.
Уже в удельную эпоху церковное, в частности монастырское, землевладение достигло огромных размеров. Монастыри, возникавшие в XIII - XV веках, были своеобразными землевладельческо-промысловыми колониями, которые устраивались на незанятых землях (пустыни), разрабатывали их, заводили на них хозяйство и получали от территориальных государ ...

Г. Форд и развитие массового производства. Идеи, составившие основу фордизма
На рубеже XIX-XX вв. капиталистический способ производства вступил в новый период своего развития. Завершившиеся промышленные революции и связанный с ними технический прогресс видоизменили структуру капиталистического хозяйства и его организационные формы. Открытия в науке и технике коренным образом меняли методы организации и технологи ...

Гражданская война 1918-1920 гг. в России и военная интервенция. Основные события. Причины победы большевиков в гражданской войне. "Военный коммунизм" 1918-1920 гг., его последствия
Большевики вызвали всеобщее недовольство: у буржуазии отбирали предприятия и деньги, у дворян землю, у крестьян — излишки хлеба. Начался голод. Большевики начали политику военного коммунизма (продразвёрстка, всеобщая трудовая повинность, почти полная ликвидация торговли и др.). За белых выступали почти всё дворянство и буржуазия, часть ...