Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины
Страница 7

История » Земли казачьих войск и сообществ на территории Украины

Судьбы русского и украинского казачества во многом оказались различными. Если первое из них царское самодержавие стремилось превратить в свою опору и использовать для укрепления российских границ и поддержания внутреннего порядка, то второе вызывало подозрения в сепаратизме (ибо украинское казачество имело опыт создания своей государственности в XVII в.). К тому же наличие казачества на Украине воспринималось властями как препятствие в расхищении помещиками богатейших земель и закрепощении местного крестьянства. Исчезновение угрозы татарских набегов из Крымского ханства позволило вскоре приступить к ликвидации казачества на Украине. Напротив, напряжённая обстановка на азиатских рубежах России, бесконечная война на Кавказе, – всё это вызывало потребность в укреплении казачьих войск, территории которых прикрывали Россию от ударов.

Память о казачьем прошлом и о старых казачьих вольностях оказалась неистребимой, и в 1917 г. во многих местностях Украины и Кубани возникло массовое «вольно-казачье» движение. Ещё раньше, в преддверии Первой мировой войны, в Галиции родилась идея использовать популярность казачества в народе при создании украинских национальных формирований в составе австро-венгерских войск для борьбы против России, в надежде добиться в перспективе автономии или даже независимости Украины. Этому предшествовало создание ряда общественно-политических организаций – Украинского Сечевого Союза, Общества Сечевых стрелков и т.д., с весны 1914 г. во Львове издавались «Запорожские вести», а в начале войны был сформирован Легион Украинских сечевых стрелков (УСС) «для вооружённой расправы с москалями», состоявший из куреней и сотен, «Кош УСС», «Сводная станица УСС» [32]. В дальнейшем, создавая свои вооружённые силы, Центральная Рада Украинской Народной Республики ввела казачьи звания, наименования подразделений, атрибутику и элементы униформы. Эти же традиции использовались Украинской Державой гетмана П.П. Скоропадского и Директорией. В противовес войскам противника, большевики также создавали на территории Украины свои казачьи и псевдоказачьи формирования, в том числе – «червоных казаков». В 1938-1939 гг. существовала так называемая «Карпатская Сечь» – вооружённые силы автономной Карпатской Украины в составе Чехословакии, на короткий срок ставшей самостоятельной Карпатской Украинской Республикой [33] и ликвидированной венгерскими войсками. С началом вторжения в 1941 г. немецких войск в СССР Т. Бульбой-Боровцом была создана «Полесская Сечь», самораспустившаяся 16 февраля 1942 г. [34]. Украинская Повстанческая Армия также использовала казачью терминологию. Однако внедрить казачьи традиции на территории Западной Украины в полной мере не удалось.

В СССР проводилась политика расказачивания, сопровождаемая чудовищными репрессиями. Десятилетиями правящая коммунистическая номенклатура пресекала «излишний» интерес общественности к казачеству. Возрождение казачества началось в СССР лишь в 1989 г., однако первым неформальным объединением потомственных казаков оказалось Донецкое казачье землячество, созданное на историческом факультете Донецкого университета в сентябре 1984 г. по инициативе Д. Билого и В. Задунайского [35]. В то время на Дону или Кубани об этом ещё не смели мечтать. Весной 1991 г. в Харькове при Украинском фонде культуры была создана инициативная группа для возрождения слободского казачества. В августе 1991 г. в Коммунарске (ныне – г. Алчевск Луганской области Украины) появилось Алчевское землячество казаков во главе с атаманом. В декабре того же года на острове Хортица состоялась Кошевая Рада Запорожского казачества, а в Киеве гетманом Украины был избран В. Чорновил [36]. Так началось возрождение украинского казачества на современном этапе. Эти и созданные позднее казачьи структуры носят характер общественных организаций, не являются частью вооружённых сил Украины, не претендуют на какую-либо территориальную автономию и пользуются поддержкой официальных властей. В отличие от России здесь нет речи о разделении казачества на реестровое и нереестровое, а также маниакальных утверждений, что казаки – особый народ, отличный от русского или украинского. Впрочем, нет и единства: существуют взаимно не признающие друг друга казачьи сообщества. Летом 1999 г. численность наиболее крупной организации современного украинского казачества составляла до 150 тыс. чел. [37]. Но есть и совсем незначительные экзотические сообщества, например, казачье «войско» во главе с Е. Петренко, исповедующее неоязычество, что не мешает этому «гетману» (получившему высшее историческое образование в Кубанском университете) работать в академическом институте в Киеве.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Москва, ООН и выборы в Корее.
В феврале 1946 г. Москва в одностороннем порядке приступила к созданию в Северной Корее советских органов власти. 14 ноября 1947 г., несмотря на протесты СССР, Генеральная Ассамблея ООН сформировала Комиссию ООН по Корее, которая должна была наблюдать за свободными выборами. Так как СССР не допустил наблюдателей ООН в северную зону, выб ...

Политика опричнины: ее цели и последствия.
Опричнина (1565-1572 гг.) была не случайным явлением, а обуславливалась глубокими внутренними причинами, борьбой различных тенденций социального и политического развития страны, прежде всего по вопросу о методах дальнейшей централизации государства. Опричнину вызвали субъективные причины, главным образом, свойства личности монарха, тог ...

Г. Форд и развитие массового производства. Идеи, составившие основу фордизма
На рубеже XIX-XX вв. капиталистический способ производства вступил в новый период своего развития. Завершившиеся промышленные революции и связанный с ними технический прогресс видоизменили структуру капиталистического хозяйства и его организационные формы. Открытия в науке и технике коренным образом меняли методы организации и технологи ...