«Золотой век» Киевской Руси
Страница 1

Эпоха расцвета Киевского государства пришлась на время княжения Владимира Святославовича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1019—1054). В конце Х в. сложилась его территория, в первой половине XI в. завершилось оформление административной структуры государства и его правящего сословия.

Процесс объединения восточнославянских племен под рукою Киева был завершен после включения в состав государства западных земель, получивших название Галицкой Руси и Волыни (982 г.). На всю подвластную Киеву территорию распространилось название «Русь» и «Русская Земля». Ее пределы простирались от Ладожского озера до устьев реки Роси (правого притока Днепра) и реки Пслы (левого притока Днепра). С востока на запад она шла от устья Клязьмы (левого притока Оки) до верховьев Западного Буга. Страна древних хорватов Галиция была в X—XI вв.

спорным краем между Польшей и Русью и переходила то в одни, то в другие руки. Низовья рек Оки, Днепра, Южного Буга, Днестра

находились вне власти Киева, составляя его восточную и южную границы. Удерживала за собою Русь и отдаленную область — Тмуторокань. Связь с нею поддерживалась по левым притокам Днепра и рекам Азовского бассейна.

В начале XI в. была окончательно ликвидирована автономия славянских союзов племенных княжеств. Местные княжения упразднялись, а вместо них назначались князья-наместники из числа лиц киевской династии. С целью нейтрализации сепаратистских настроений местной знати вместо старых племенных центров строились новые княжеские города: Владимир-Волынский, Туров, Ярославль. Территории, управлявшиеся князьями-наместниками, получили название волостей (от слова «владеть»). Основанием для определения их границ служили старые племенные земли: киевская, черниговская, переяславская, северская, галицкая, волынская, турово-пинская, полоцкая, смоленская, муромско-рязанская, ростово-суздальская и новгородская. В наиболее крупных центрах Владимир посадил своих сыновей: в Новгороде (земле словен) — Вышеслава, позже Ярослава, Полоцке (кривичи) — Изяслава, в Турове (дреговичи) — Святополка, в земле древлян — Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) — Всеволода, в Смоленске (кривичи) — Станислава, в Ростове (земля финского племени мери) — Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) — Глеба, в Тмуторокани — Мстислава.

Специфику политического строя Киевской Руси составлял очередной порядок продвижения князей по столам, определявшийся родовыми счетами членов увеличившегося рода Рюриковичей. Власть над Русью считалась коллективным достоянием рода, а пользование долями этого достояния обусловливалось степенью родового старшинства князя. Он садился на тот или другой стол временно, впредь до изменения порядка старшинства в роду. Старейшие члены занимали более выгодные, но и более опасные южные княжения. С каждой переменой в личном составе княжеского рода происходило общее перемещение всех князей по столам, соответственно новым степеням старшинства. Конечным пунктом такого очередного восхождения было Киевское княжество, которое отдавалось князю, бывшему для всех других членов рода «в отца место». Политическое главенство Киева во многом определялось его экономическим значением. Господствуя над средним и нижним течением Днепра, Киев являлся узлом торговых связей с черноморскими рынками, которые имели важнейшее значение для благосостояния государства.

Государственное управление на местах было организовано на началах кормления. Князьям-наместникам перепоручался теперь сбор дани. Две трети ее они отправляли в Киев, оставшуюся часть получили право распределять между собой и дружинной администрацией. Роль дружинного сословия возросла в деле государственного управления. Из числа дружинников князья назначали наместников в крупные города (посадники), предводителей военных отрядов (воевод), высших должностных лиц (тысяцких и сотских), сборщиков поземельных податей (данников), судебных чиновников (вирников, ябетников, мечников, емцев, подъездных), сборщиков торговых пошлин (мытников), мелких должностных лиц (биричей, метельников), управителей княжеских вотчин (тиунов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны.
Общепринятой датой принятия христианства на Руси стал 988г. Однако новая религия утвердились не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Язычество было настолько распро ...

Суворин и театр
Кроме любви к журналистике и издательству у Суворина была особенная страсть к театру. Еще на страницах «Петербургских Ведомостей» он выступал в роли театрального рецензента и сразу обратил на себя внимание как чуткий ценитель талантов и пониматель задач сценического искусства. В 1895 году он создал свой театр - сперва Литературно-артист ...

Набор военно-служилого класса и общественные элементы, пошедшие на его образование.
При таких обстоятельствах, когда внешняя борьба стала постоянной, непрерывной, и притом на огромном пространстве, стало уже не мыслимо стягивать народные ополчения как в удельную эпоху, а требовалось организовать особый, удо-боподвижный и достаточно многочисленный военный класс (враги выступали десятками тысяч и даже сотнями). Эта орган ...