Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)
Страница 1

История » Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX – начале ХХ вв. » Черногория в борьбе за самостоятельность (конец XVIII века - 1878 г.)

Черногория в конце XVII - начале ХIХ вв. представляла собой юридически составную часть Османской империи, но на практике уже с конца XVII в. фактически самоуправляемую иерархию. Ее вассальные отношения с Портой сводились лишь к уплате дани, которая впрочем поступала весьма нерегулярно. Небольшое горное бесплодное пространство с населением около 80 тыс. человек, при полном отсутствии городов и четко определенных границ - такой представлялась Черногория в начале XIX в. Центром Черногории являлся Цетинский монастырь, вокруг которого было разбросано несколько домов черногорских старейшин.

Специфика развития Черногории заключалась в ее географической изолированности горами от других частей империи. Единственной контактной зоной с христианским государством был район Боки Которской, до 1797 г. принадлежавший Венеции, а затем перешедший под австрийское управление. Здесь происходила меновая торговля черногорцев продуктами своего натурального хозяйства на соль, боеприпасы, домашнюю утварь. Экономическое положение черногорских земель, где единственной отраслью хозяйства было разведение овец и коз на скудных растительностью склонах гор, было бедственным, и если бы не помощь России, которая с конца XVIII в. почти ежегодно снабжала Черногорию хлебом, стране угрожал бы голод. Ремесла в Черногории развиты не были, не было дорог, различие в имущественном положении племенных старейшин и рядовых черногорцев было минимальным.

Приобретение плодородных земель в долинах Герцеговины, в районе Скадарского озера и Приморья было таким образом для Черногории насущной необходимостью. Расширение территории, выход к морю наряду с задачей получения официальной независимости становятся политической программой черногорских правителей вплоть до 1878 г.

В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. во главе Черногории стояли духовные лица - черногорские митрополиты, а с 1851 г. - светские правители - князья. Причина полутеократического характера власти Черногории в первой половине ХIX в. была не только в той особой объединяющей роли, которую традиционно играла православная церковь для разрозненных черногорских племен, но и в характере черногорско-русских отношений. Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия являлась покровительницей единоверцев в Османской Турции, и, принимая у себя черногорского митрополита, оказывая материальную помощь черногорскому населению, формально соблюдала принцип невмешательства во внутренние дела Порты, лишь помогая православным.

Основными задачами черногорских правителей в XIX в. во внутренней жизни Черногории были:

- преодоление разобщенности и вражды черногорских племен;

- централизация власти, организация государственного аппарата управления и безусловное подчинение племенных старейшин правителю;

- ликвидация пережитков родо-патриархального уклада жизни, таких как кровная месть, самосуд, другие проявления обычного права;

- формирование отрядов регулярной армии.

Национальные задачи Черногории требовали консолидации всех сил, а страна постоянно находилась в междоусобных распрях. Черногорские племена (негуши, пиперы, васоевичи, куча, белопавливичи и др.) традиционно враждовали между собой.

Задачу прекращения племенной розни решали правившие Черногорией в первой половине ХIХ в. духовные владыки, митрополиты из племени негушей Петр I Негош (1782 – 1830 гг.) и Петр II Негош (1830 – 1851 гг.).

Во время правления Петра I Негоша был принят “Законник” (1798 г.), регулирующий имущественные отношения, сформировано правительство и создан прообраз государственного аппарата - Народная канцелярия. На основании статей "Законника" Петр I Негош и его правительство пытались решать как гражданские и уголовные дела, так и организовать сбор налогов для поддержания центральной власти. Мероприятия эти наталкивались на сопротивление племенных старейшин. Петр I продолжал совершенствовать “Законник”. Внося в него новые статьи, пытался он реформировать и систему управления краем. В своей реформаторской деятельности он опирался на поддержку России. Особенно тесными были контакты Черногории и России в период наполеоновских войн, когда разрабатывался даже русский план создания на Балканах автономных или независимых государств в качестве заслона Наполеону. Центральная роль здесь отводилась Черногории. Однако после Тильзитского мира Россия отказалась от этой мысли и черногорский владыка безуспешно пытался добиться хотя бы присоединения к Черногории отвоеванной черногорцами у Наполеона Боки Которской. Несмотря на неудачу своих внешнеполитических инициатив и некоторое ослабление черногорско-русских связей, Петр I Негош оставил своему племяннику и преемнику Петру II Негошу наказ: “Богу молись и России держись”, ставший лозунгом черногорских правителей и в последующие времена.

Страницы: 1 2

Основные вопросы, изучаемые автором
В своей статье А.А. Горский поднимает вопрос о том, что различные авторы (историки и современники) по-разному трактуют время окончания монголо-татарского ига. По мнению автора, существуют историки, которые не считают, что 1480 год можно считать годом свержения ига и в дальнейшем тексте он показывает это. Во второй четверти XV в. проце ...

Гражданская война 1863 – 1867 гг. и падение сёгуната
Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самураев, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императорского дома, но сёгунат, несмот ...

Правовая система в западно-тюрском каганате
Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело". Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жил ...