Сербия на пути к независимому государству (конец XVIII в. - 1878 г.)
Страница 1

История » Босния и Герцеговина, Воеводина, Сербия, Словения, Хорватия в XIX – начале ХХ вв. » Сербия на пути к независимому государству (конец XVIII в. - 1878 г.)

Белградский пашалык не случайно явился центром объединения будущего сербского государства и первой славянской территорией Османской империи, получившей автономию. Несколько факторов обусловили специфическое развитие этого одного из наиболее беспокойных пашалыков Порты. Прежде всего его географическое положение на границе с Австрийской империей. На австрийском берегу пограничных рек Дуная компактно проживало с конца XVIII века переселившееся из центральной Сербии сербское население (современная Воеводина). Австрийские сербы обладали согласно ряду рескриптов австрийских монархов определенными национально-церковными автономными правами. Их столица - Сремские Карловцы - резиденция православного митрополита, была не только религиозным, духовным, но и просветительским центром для всех сербов, как в границах империи Габсбургов, так и в Османской Турции. Прямые контакты с соплеменниками в Австрии ускорили процесс формирования национального самосознания сербов Белградского пашалыка. Пограничность пашалыка сделала его также ареной австро-турецких войн XVIII века, в которых сербское население пашалыка принимало участие в составе специального формирования в рамках австрийской армии - сербского фрайкора. Второй особенностью пашалыка была его этническая однородность - абсолютное большинство сербского населения составляли православные сербы, мусульмане же (как турки, так и представители других национальностей) проживали в основном в крепостях и городках. Язык, обычаи сербов этого района, называвшегося сербами Шумадия (от сербского слова “шума” - лес), были едиными. Однородной была и социальная структура сербского общества. Сербское население пашалыка, насчитывающее 30 тыс. человек, составляли крестьяне, причем процесс дифференциации на селе был очень слабым. Зажиточные крестьяне занимались торговлей, поставляя в Австрию продукты своего хозяйства, и прежде всего - свиней. Сельские старейшины осуществляли контакт с турецкой администрацией, а выборные от нескольких сел (их называли “кнезы”) отвечали за сбор и передачу туркам налогов. Третьей причиной, обусловившей исключительную роль пашалыка в создании сербской государственности, сыграл внешний фактор, активное вмешательство в судьбу сербов, Австрии и России. Так, по условиям Систовского мира пашалык получил значительные привилегии, оформленные специальными фирманами султана в 1793-94 гг. Было упорядочено налогообложение, определен фиксированный размер денежной дани на весь пашалык, разрешено строительство церквей, введены элементы местного самоуправления с правами и обязанностями кнезов и, наконец, запрещено проживание на территории пашалыка янычаров. Это было очень актуальным решением для конца XVIII в., ибо в это время янычарская вольница опустошала непосильными налогами и прямыми грабежами села по всему Балканскому полуострову. В ответ на эти привилегии сербы обязывались нести пограничную стражу, что означало создание отрядов милиции и право ношения оружия, хотя вся остальная райя была этого права лишена, ибо служба в армии - почетная обязанность только “правоверных”.

Все эти особенности определили роль Белградского пашалыка, ставшего ядром, вокруг которого, практически в его границах, было создано первое автономное славянское княжество в составе Османской Турции - Сербское княжество (1833 г.), затем Сербское независимое государство (1878 г.), и, наконец, позднее, в 1918 г., Сербия становится центром объединенного Югославского государства.

Основные вехи развития сербской государственности были связаны с вооруженной борьбой: восстаниями и войнами. Важным фактором для приобретения Сербией независимости было русское вмешательство в сербо-турецкие конфликты. Основными документами, определившими статус сербского государства в XIX в. были русско-турецкие договоры 1812, 1826, 1829 и 1878 гг.

1 этап борьбы сербского народа за автономию относится к 1804 - 1833 гг. Это период борьбы за признание Османской Портой прав Белградского пашалыка на автономию.

В 1804 году в Сербии вспыхнуло самое крупное на Балканах национально-освободительное восстание - Первое сербское восстание 1804 - 1813 гг. Восстание началось в феврале 1804 г. со стихийного протеста сербских старейшин против произвола мятежных янычарских военачальников, захвативших пашалык в 1802 г. и полностью игнорировавших данные сербам султаном привилегии. Янычары установили свои нормы поборов, откровенно грабили население, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжения султана и убили назначенного им пашу. После резни, устроенной янычарами в конце января 1804 г. и направленной на истребление вождей возможного сопротивления (было убито в различных местах пашалыка одновременно около 70 сербских старейшин-кнезов), сербские представители собрались в местечке Орашац на скупщину (народное собрание), где решили начать вооруженную борьбу против янычар. Они избрали своим верховным вождем имевшего опыт военной службы в австрийской армии, где он был унтер-офицером, Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий (тур. - Черный Георгий) (1768 – 1817 гг.). Скупщина объявила о начале восстания, которое охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет.

Страницы: 1 2 3

Война с Китаем 1937 г.
Японская военщина, связанная с Квантунской армией, и стоявшие за ее спиной «новые концерны», которые хозяйничали в Северо-Восточном Китае, активно готовились к расширению агрессии в Китае, Именно они и выдвигали так называемый «курс на покорение Северного Китая». Другим фактором, который толкал японскую военщину на развязывание агрессии ...

Глава 27
В начале XVIII века в Европе считали, что англичане склонны к революции и переменам, тогда как французы казались весьма консервативными людьми. Спустя сто лет мнение диаметрально изменилось. Какие события заставили европейцев изменить свои взгляды на англичан и французов? В начале 18 века Англия была страной, пережившей гражданскую вой ...

Публично-правовые принципы абсолютизма. Идеология феодальных защитников абсолютизма: Ф. Прокопович, В.Н. Татищев
С идеологической защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них «ученая дружина Петра». Эти теоретики использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права. Попытки использовать антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе, реал ...