Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.
Страница 6

История » Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.

Обо всех поднадзорных велись особые списки: общие по всей Империи в Департаменте полиции и частные по каждой губернии. Были разработаны специальные формы, по которым велся учет. В каждом губернском жандармском управлении велся алфавит по форме "литера А". Сюда заносились подробные сведения о прошлой жизни поднадзорного, о его семейном и имущественном положении, сведения о поводе, по которому учрежден надзор, а также год, число и номер распоряжения Департамента полиции об установлении надзора. Кроме того, о каждом поднадзорном велось дело, куда заносились все получаемые о нем сведения

Если поднадзорный временно выезжал в другую местность, жандармскому управлению последней высылалось извещение по форме "литера Б", в котором указывались установочные данные и повод учреждения надзора. По прибытии поднадзорного на ста­рое место жительства, "литера Б", пополненная новыми сведениями, возвращалась в подлежащее жандармское управление, где приобща­лась к его делу. В том случае, когда поднадзорный переезжал в другую губернию на постоянное жительство, его дело пересылалось в соответ­ствующее жандармское управление, которое и продолжало надзор. О всех подобных переездах ставился в известность Департамент полиции. Так, жандармское управление, территорию которого покидал поднадзорный, направляло в Департамент "литеру Г", в которой указывалась избранная поднадзорным для жительства местность и номер сооб­щения о выезде начальнику жандармского управления последней. При­нимавшее поднадзорного управление сообщало в Департамент поли­ции "литерой Д" о его прибытии, указывая адрес места жительства.

Каждые шесть месяцев жандармские управления, согласно § 12 Положения 1 марта 1882 г. отсылали в Департамент полиции полу­годовые ведомости о лицах, состоящих под надзором. В этих доку­ментах, называвшихся "литера В", сначала помещались лица, надзор за которыми был установлен либо по непосредственному, распоряжению Департамента полиции, либо по представлению местных властей, затем лица, состоящие под негласным надзором по освобождении от тюремного заключения. В конце ведомости содержались сведения об исключенных из высших учебных заведений за политические бес­порядки. К "литеру В" прикладывались листки на каждого поднад­зорного с краткой аттестацией. § 12 Положения требовал, чтобы в аттестациях отсутствовали "общие выражения", как, например, "неблагонадежен", или "находится в сношении с неблагонадежными людьми".

Положение 1 марта 1882 г. не указывало, на какое время учреж­дался негласный надзор, предоставляя решение этого вопроса усмот­рению жандармерии и Департамента полиции. 1 декабря 1889 г. цир­куляром министра внутренних дел № 4113 было установлено, что нормальным сроком негласного надзора считается два года с момента его учреждения[19]. Если за это время в поведении поднадзорного не было замечено ничего предосудительного, жандармское управление одновременно с полугодовой ведомостью отсылало в Департамент по­лиции представление о снятии надзора. Если в департаменте не имелось порочащих поднадзорного сведений, надозор прекращался. Такой порядок окончания надзора применялся ко всем без исключения лицам - к тем, надзор за которыми был установлен по непосред­ственному распоряжению Департамента полиции, и тем, кто попал под надзор по представлению мест, или же по другим, указанным ранее ос­нованиям. Правда, в последнем случае местное жандармское управ­ление снимало надзор самостоятельно, но обязательно посылало в де­партамент уведомление, в котором указывало, по какому поводу надзор прекращен, причем Департамент полиции мог изменить реше­ние управления и отдать распоряжение о продлении надзора. Как видим, снятие негласного надзора было исключительно компетенцией Департамента полиции.

На первый взгляд может показаться, что негласный надзор был идентичен розыску, так как и тот и другой велись примерно оди­наковыми методами. Тем не менее между этими формами негласной работы было несколько весьма существенных различий. Первое из них состояло в том, что объектом негласного надзора были отдельные лица, тогда как главным объектом розыска были политические партии и организации. Вторым различием было широкое привлечение к ведению надзора общей полиции и губернской администрации, в то время как розыскная работа проводилась в основном охранными от­делениями и жандармскими управлениями. Различными были и цели надзора и розыска. Первый должен был выяснить политическую бла­гонадежность лица, второй же, освещая деятельность политических партий и организаций, имел результатом арест лиц, в них состоявших. Кроме того, негласный надзор, как указывалось ранее, учреждался исключительно Департаментом полиции, в проведении же розыскных мероприятий местные органы обладали широкой самостоятельностью. Наконец, к лицам, в отношении которых велся розыск, не применялся порядок регистрации, предусмотренный Положением 1 марта 1882 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Разгром 24-й американской дивизии.
Согласно плану наступления перед армией Северной Кореи ставилась задача разгромить врага на реке Кымган и хребте Собэксан. Главный удар планировался в направлении на Тэчжон с целью уничтожения американской 24-й пехотной дивизии. Утром 7 июля войска КНА перешли в наступление по всему фронту. Наибольший успех был достигнут на нап-' равле ...

Образование
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 год в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и ...

Бородинская битва
После захвата Смоленска ,чья упорная оборона города его жителями ,позволила объединиться неподалеку от города ,двум русским армиям ,тем самым не позволив осуществиться планам Наполеона ,который хотел не дать соединится русским армиям . Под стенами Смоленска обе русские армии соединились и по воле государя главное командование над ними ...