Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.
Страница 3

История » Политическая полиция России в конце XIX – начале XX вв.

В 1898 г. в составе Департамента полиции был создан Особый от­дел, который руководил работой с заграничной и внутренней агентурой, обобщал результаты перлюстрации писем и наблюдал за политическим настроением рабочих. В компетенцию этого отдела входила также выемка и систематизация всех противоправитель­ственных книг, брошюр, воззваний и прокламаций, напечатанных в России и за рубежом. Сюда стекалась вся информация, полученная оперативным путем, отсюда исходили указания, касавшиеся деятель­ности вновь создаваемых розыскных органов.

Следующим шагом по пути развития оперативно-розыскных орга­нов был изданный 13 августа 1902 г. циркуляр Департамента полиции № 5200. В нем содержалось утвержденное Министром внутренних дел 12 августа 1902 г. "Положение о начальниках розыскных отделений", которые в народе и называли "охранками"[9]. Этот документ строго разграничил компетенцию жандармерии и охранных отделений, указав, что жандармы должны заниматься производством дознаний по политическим преступлениям, а охранные отделения должны осуще­ствлять оперативно-розыскные мероприятия по этим же преступле­ниям. Для того, чтобы материально подтвердить это разделение функций, циркуляр объявлял, что отныне деньги на розыскные нужды, выдававшиеся Департаментом полиции начальникам губернских жан­дармских управлений, будут выдаваться начальникам охранных отделений. Положение установило, что начальниками отделений назначаются офицеры Корпуса жандармов по выбору директора Департамента полиции. Должность эта могла замещаться и чинов­ником Департамента полиции, как это было, например, с начальником московского охранного отделения С.В. Зубатовым. Если начальник отделения был офицером, он, согласно § 4 "Положения", подчинялся в строевом отношении начальнику губернского жандармского управле­ния. Указания же относительно розыска начальник отделения получал от Департамента полиции. Начальники охранных отделений обладали некоторыми, причем весьма существенными, правами в отношении жандармерии. Например, без согласия начальника охранного отделе­ния жандармы не имели права производить обыски и аресты и, напротив, были обязаны производить их по указанию того же начальника. Губернские жандармские управления должны были допускать начальников охранных отделений ко всем своим бумагам, а также сообщать им о лицах, предлагавших агентурные услуги. Охран­ные отделения создавались как органы исключительно оперативно-розыскные для деятельности, называвшейся тогда розыском. Несмот­ря на то, что непосредственные результаты их работы не имели доказательственного значения для суда” получаемая ими информация должна была ощутимо двинуть вперед дознание и следствие, что, кстати, и случилось, так как практически все политические дела начинались и велись с помощью "охранок". Жандармерия в надле­жащих масштабах оперативно-розыскной деятельностью не зани­малась и с момента создания корпуса его руководство никаких доку­ментов по этому вопросу не издавало. Во-первых, считалось, что в работе с агентами все зависит от личных качеств жандарма, а, во-вторых, офицеры корпуса в большинстве своем брезговали общаться с лицами, предающими своих товарищей.

Принимая во внимание эти обстоятельства, руководство Депар­тамента полиции предпочло создать новые органы, специально предна­значенные для агентурной работы и подчиненные Департаменту, чем использовать для этой цели в значительной степени независимую жан­дармерию. Не устраивали Департамент и лица, служившие в корпусе, так как старые жандармы были слишком прямолинейны и туго вос­принимали новшества розыскной работы.

Создание охранных отделений сильно поколебало принцип жан­дармской исключительности. Не подчинявшиеся раньше никому кроме штаба и командира Корпуса, начальники губернских жандармских управлений обязаны были выполнять требования начальников охран­ных отделений и даже допускать их к своей переписке. О том, как от­носились жандармы к охранникам, свидетельствовал начальник Киев­ского губернского жандармского управления генерал В.Д. Новицкий: "Злоба не только начальников жандармских управлений, но и вообще офицеров Корпуса дошла до ужасающих пределов ненависти к своему шефу и Департаменту полиции, образовавшему филиальные жандарм­ские управления в губерниях в лице ненавистных охранных отделе­ний . многие из жандармского корпуса, не разделяя систему Зубатова по ведению розыскного дела, оставили службу потому, что состояние на службе при таких условиях было равносильно нарушению присяги и долга службы"[10].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Предпосылки
Когда-то государь император Александр II под давлением политиков и общественности попытался ввести в России конституционный строй правления. Но свершилось страшное и непредсказуемое: подписав акт о вступлении подчинённой ему страны на западноевропейский путь развития, император в тот же день был убит террористом. Новый царь, Александр I ...

Авилум и мушкенум Месопатамии
Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам. Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной ...

Бородинская битва
После захвата Смоленска ,чья упорная оборона города его жителями ,позволила объединиться неподалеку от города ,двум русским армиям ,тем самым не позволив осуществиться планам Наполеона ,который хотел не дать соединится русским армиям . Под стенами Смоленска обе русские армии соединились и по воле государя главное командование над ними ...