ПуританствоСтраница 1
Вместе с зарождением нового, капиталистического способа производства, появилась и буржуазная идеология, которая сразу же вступила в непримиримую борьбу со средневековой идеологией.
Вместе с тем, являясь одной из первых буржуазных революций, Английская революция эту новую идеологию наполнила религиозным смыслом, что явилось следствием массовых социальных движений средневековья.
Влияние религии на сознание масс в средневековье было огромным, и новые идеологи не могли это не использовать в своих целях. Так, действительно, идеологи английской буржуазии провозглашали свои лозунги в русле «истинной» религии, по существу освящающей и санкционирующей новый, буржуазный, порядок.
Английская королевская реформация церкви, которую Елизавета окончательно закрепила в «39 статьях» англиканского вероисповедания, была реформацией половинчатой и незавершенной. Реформированная англиканская церковь избавилась от верховенства папы, но вместе с тем подчинилась королю. Вследствие этого стали закрываться монастыри и производиться секуляризация монастырского имущества, однако землевладение епископов и церковных учреждений сохранилось в неприкосновенности. Оставалась и средневековая, очень обременительная для крестьян церковная десятина. Кроме того, сохранялся епископат, дворянский по своему социальному составу и общественному положению.
Английская церковь стала во всем зависеть от короны, превратилась в ее послушную служанку. Духовные лица, которых назначал король или же которые назначались с его одобрения, фактически становились его чиновниками. С церковной кафедры зачитывались королевские указы, в том числе и те, которые касались ослушников королевской воли. Приходские священники осуществляли строгий надзор за каждым шагом верующего. По малейшему подозрению в уклонении от официальной морали и неисполнении общепринятых законов епископские суды и прежде всего верховное церковное судилище — Высокая комиссия — беспощадно расправлялись с непослушниками. Епископы, которые сохранили за собой власть в англиканской церкви, стали оплотом абсолютизма.
В результате такого тесного слияния государства и церкви ненависть многих граждан к абсолютизму распространилась и на англиканскую церковь. Политическая оппозиция проявлялась в виде церковного раскола — диссентерства (от английского dissent — Раскол, разногласие).
Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, которое ставило своей задачей завершение реформации английской церкви, другими словами очищение ее от всего, что хотя бы внешне напоминало католический культ. Отсюда появилось и название этого течения — пуританизм (от латинского purus, английского — pure — чистый).
На первый взгляд казалось, что пуритане ставили перед собой задачи, которые были далеки от политики и непосредственно ничем не угрожали власти короля.
Однако — и это явилось одной из тлавных особенностей буржуазной революции в Англии XVII в.— идеологическая подготовка революции, «просвещение» масс — армии для будущих сражений — велось не в форме рационально изложенных политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым. Характер этих доктрин, принципов и обрядов полностью отвечал требованиям рождающегося общества. Нельзя было победить абсолютизм, при этом, не разрушив его идеологическую опору — англиканскую церковь, не опорочив в глазах народа старую веру, которая освящала старый порядок. В то же время нельзя было поднять людей на борьбу за восстановление буржуазных отношений, при этом не обосновав их необходимость именем «истинной» веры.
Революционная идеология для того, чтобы найти живой отклик в сердцах народа, должна была быть выражена в традиционных образах и представлениях. Для выработки такой идеологии английская буржуазия прибегла к помощи религиозных учений женевского реформатора Жана Кальвина. Это учение проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане по существу являлись кальвинистами.
Среди первых требований пуритан было удаление из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол. Пуритане также выступали против органной музыки, а вместо молитв по богослужебным книгам требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций. В пении гимнов, по требованию пуритан, должны были участвовать все присутствующие на богослужении. Мало того, они настаивали на отмене обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.).
Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской
Федерации.
Я могу выделить несколько основных тенденций и проблем развития государства и права РФ (как правило, негативных). На самом деле их гораздо больше, но узкие рамки данной работы не позволяют комплексно рассмотреть все тенденции и проблемы.
1. В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а в ...
Задачи
Итак, как вы, наверное, уже поняли, моей главной задачей является донести до вас как можно больше достоверных фактов и как можно точнее представить картину тех последних недель последней Царской Семьи. Задача сложная, главным образом потому, что очень сложно найти правду в том количестве публикаций, которое присутствует на полках магази ...
Обострение борьбы за власть после смерти царя Алексея Михайловича. Царевна
Софья. Начало царствования Петра. Предпосылки петровских преобразований
После смерти царя Алексея Михайловича на русском престоле оказался его 14-летний сынФедор Алексеевич власть была сосредоточена в руках Милославских.при нем было отменено местничество.крупнейшим событием была война с Турцией,котрая закончилась бахчесарайским миром 1677-81.постоянные нападения крымских татар требовало защиты южных границ ...
