«Золотой век» Киевской Руси
Страница 5

Отношения светской (княжеской) и церковной власти строились изначально на основе тесного союза, ставшего традицией русской истории. Порядок согласия («симфонии») двух ветвей власти предполагал сохранение каждой из них самостоятельности в своей области. Вмешательство церковных иерархов в государственно-политические дела имело место лишь в чрезвычайных случаях и осуществлялось обыкновенно по просьбе князей или населения. В летописях находится несколько свидетельств о вмешательстве высшего духовенства в княжеские междоусобицы с целью примирения враждующих сторон. Этот тип отношений считался нормальным и просуществовал вплоть до эпохи Петра I. Он коренным образом отличался от западноевропейского, при котором власть папы Римского ставилась выше светской власти в делах не только церковных, но и мирских.

По словам В.О. Ключевского, христианские идеалы «глубоко проникли в юридический и нравственный склад общества». Церковь восстала против обычая кровной мести. Церковные поучения запрещали господам истязать и убивать рабов. Такие действия не считались преступлением по государственному закону, по церковному же именовались грехом и подлежали церковному наказанию (епитимии). На Руси в связи с этим возник обычай: перед смертью владелец отпускал холопов на волю по духовному завещанию или завещал их церкви «по душе». Такие люди обыкновенно превращались в полусвободных земледельцев, прикрепленных к церковной земле. Церковь внесла в древнерусское общество и новое понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, только освященного церковным венчанием, и запрещала многоженство.

Христианство изменило сознание людей и способствовало рождению новых областей культуры.

Христианство поставило перед человеком задачу личного самосовершенствования. Его телесный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Культурная деятельность человека приобрела черты анонимности. Художник стал рассматривать себя лишь проводником образа истины, а не ее создателем. Вместе с христианством на Русь пришли каменное храмовое зодчество, иконопись, церковное песнопение, христианская литература. Возникли свои оригинальные литературные жанры: летописи, поучения, жития святых, повести. Среди древнерусских литературных шедевров выделяются «Житие о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха». Выдающимися образцами зодчества стали три Софийских собора: в Киеве, Полоцке и Новгороде. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове.

Религиозное сознание Киевской эпохи облеклось в форму двоеверия, христианско-языческого религиозно-культурного синкретизма. Особенно наглядно это проявилось в той легкости, с которой древнерусский народ вошел в христианский годичный богослужебный круг. Он оказался точно наложенным на священный календарь древних славян. Наследие архаики отложилось в мелодическом строе песнопений и фресковых орнаментах церквей.

Правовая система государства получила письменное оформление в годы княжения Ярослава Мудрого. Летопись связывает этот факт с событиями 1016 г., когда в самом разгаре было междоусобие сыновей Владимира, Ярослава и Святополка. После того как Ярослав занял Киев, отпуская верных ему новгородцев домой, он дал им «Устав» и «Правду» со словами: «По сему ходите и держите, якоже списав вам». Так возникла «Правда Ярослава» — древнейшая часть «Русской Правды» — первого общегосударственного нормативного сборника. Дополненная позже «Правдой Ярославичей», она составила так называемую Краткую редакцию «Русской Правды».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великие битвы за освобождение от гнета
8 сентября 1380 года на Куликовском поле пятидесятитысячная русская рать вступила в ожесточенную схватку с шестидесятитысячным ордынским войском. Благодаря самоотверженности русского народа, правильно выстроенной тактике боя и великому желанию обрести свободу от татарского гнета русские воины нанесли полный разгром монгольским захватчи ...

Наступление войск Северной Кореи: река Хангап.
В сложившейся обстановке командование КНА решило разгромить остатки АЮК, сосредоточенные на южном берегу Хангана (около 25 тысяч человек), до подхода крупных сил США. На рассвете 29 июля после пятнадцатиминутной артиллерийской подготовки передовой отряд 105-й танковой дивизии форсировал реку Хаиган и захватил плацдарм на южном берегу. ...

Глава 5
В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Египта, Индии и Китая Надо заметить, что портрет в живописи Японии всё же присутствовал, хоть и ...