«Золотой век» Киевской Руси
Страница 3

В XI в. на Руси было 60 городов. Это много по средневековым меркам.

Старые города, около 20, о которых говорит Начальная летопись, являлись племенными центрами и крупными пунктами торговли на пути «из варяг в греки». Новые города возникали как центры ремесла и управления. Они рождались из ремесленных посадов вокруг монастырей, княжеских и боярских вотчин. Нередко киевский князь приказывал переносить город со старого места на новое. Особенно это касалось древних племенных центров — рассадников местного сепаратизма. Основную категорию горожан составляли ремесленники, купцы и ростовщики. Знатные и богатые люди имели в городах свои резиденции, так что городское население также подразделялось на привилегированных «белых людей», свободных от налоговых повинностей государству, и «черный люд», несший основное бремя тягла.

Рабовладельческий строй в Древнерусском государстве не сформировался по ряду обстоятельств.

1. У восточных славян разложение родоплеменных отношений совпало по времени с эпохой крушения античного рабства.

2. Плотность населения на Восточно-Европейской равнине была значительно ниже, чем в Южной Европе — очаге классического рабства, и составляла один—три человека на квадратный километр, тогда как в Западной и Южной Европе в эпоху раннего Средневековья — до 30 человек.

Необъятность территории и низкая плотность населения, суровые климатические условия, не позволявшие выжить в одиночку, обусловили рассеянность производства и устойчивость общинной организации сельских производителей. Вместе с тем элементы рабовладельческих отношений имели место у восточных славян, как и у всех древних народов. Рабы на Руси были прежде всего товаром. Основным источником их пополнения был плен, но также в ограниченных размерах и долг, самопродажа, рождение от раба, невыполнение условий ряда. В хозяйстве их использовали нешироко. По правовому положению к ним примыкала низшая категория зависимого населения Древней Руси — холопы. Из их числа формировалась дворовая челядь, выполнявшая земледельческие и ремесленные работы. Некоторые холопы находились на положении слуг или воспитателей господских детей. Все они получали содержание натурой. Наиболее высокое положение среди них занимали тиуны — разного рода управляющие вотчинами. Выкупившиеся из неволи рабы, а также разорившиеся купцы и поповичи, не выучившиеся грамоте, попадали в категорию малоимущих и бесправных изгоев или сирот.

При первых киевских князьях налоги имели форму полюдья. Так они назывались потому, что собирались со всех людей путем объезда киевским князем и его дружиной подвластной территории ежегодно с ноября по апрель.

Дань имела натуральную форму. В нее входило продовольствие, меха, мед, воск и пр. Размер, сроки и место ее сбора строго не фиксировались и определялись произвольно не только со стороны князя, но и его дружинников.

После гибели князя Игоря его вдова княгиня Ольга в 945 г. осуществила податную реформу. Она установила уроки — нормы дани, погосты — места и время ее сбора. Подать, свозившаяся к погостам, получила название повоза. Упорядочение сбора дани выразилось во введении единицы обложения. Ею были либо дым (семья), либо рало (хозяйство).

По мере развития феодальных отношений дань превращалась в подать, взимаемую наместниками в пользу государства, в одних случаях и в феодальную ренту — в других. С укреплением государства сборы и повинности, главным образом торговые и судебные, значительно выросли: «таможенный корм», «волостелин корм», «продажи», «виры».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Складывание японского монополистического капитализма.
Начало ХХ в. ознаменовалось для Японии вступлением в империалистическую стадию развития. Некоторые черты перехода капитализма в монополистическую стадию выявились уже в конце Х1Х в. Этому содействовал финансовый кризис 1897 г. Поглощение в ходе финансового кризиса мелких предприятий более крупными способствовало концентрации производств ...

Япония ХУШ – Х1Х вв
Конец ХУ11 – начало ХУШ вв. были отмечены ухудшением общей экономической ситуации стране. Разрыв между уровнем жизни самурайства и простого народа чрезвычайно возрос. Сёгунский двор устраивал пышные торжества и многочисленные праздники, покровительствовал различным искусствам. Даймё подражали жизни при дворе, тратили огромные средства и ...

Пища
Национальная пища армян формировалась в тесной связи с преобладающим среди них хозяйственно-культурным типом. Напомню, что на Армянском нагорье, входящем в переднеазиатский культурный ареал, этот тип представлял собой сочетание пашенного зернового земледелия с отгонно пастбищным и оседлым скотоводством. В соответствии с этим в традицион ...