«Золотой век» Киевской Руси
Страница 4

С процессом оформления государства на Руси было тесно связано принятие христианства. Укрепление центральной власти киевских князей и складывание единого господствующего слоя требовали новой идеологии. Местные языческие культы и их служители волхвы, приверженцы вечевых традиций управления, становились опасными соперниками

Рюриковичей, носителями сепаратистских настроений. Принятие византийского варианта христианства (православия) было предопределено сложившимся к концу Х в. типом государства и общества на Руси. Комплексом имперского величия заражались те, кто принимал православие от Византии, в которой государственное мышление господствовало над национальным сознанием. Идея «священного цезаризма» как нельзя более соответствовала интересам изоляционистски настроенной правящей верхушки русского общества.

Сам акт принятия христианства был связан с перипетиями политических отношений Руси с Византией. Владимир по просьбе византийских императоров Василия II и Константина разгромил мятежного полководца Варды Фоку и потребовал взамен исполнить обещание отдать за него их сестру, царевну Анну. Однако императоры отказались. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии город Корсунь и тем самым принудил императоров послать к нему Анну. Только после такой наглядной демонстрации своей политической самостоятельности и силы Владимир принял в 988 г. крещение и женился на царевне Анне. Многие знатные воины, подражая князю, перешли в христианство.

По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению жителей столицы, а затем и других своих подданных. Киевляне перешли в «греческую веру», по свидетельству митрополита Илариона, «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшаго крещахуся». Столь же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных пределов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной среде. На севере и востоке Руси религиозные новшества встретили сопротивление. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991 г. в город епископа Иоакима. Для их покорения потребовалась военная экспедиция из Киева во главе с Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, заявив о своей приверженности обычаям предков. В Новгородской, Муромской и Ростовской землях к моменту крещения успели сложиться элементы языческой организации, выделилась и обособилась жреческая прослойка волхвов-кудесников. В южных городах и сельской местности языческие верования существовали скорее как неоформленные суеверия. Христианская религия рассматривалась также как угроза политической автономии северных и восточных земель — их подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и не было столь безграничным, как на юге и западе.

Признание Руси христианским государством изменило уровень ее взаимоотношений с европейскими странами и народами. Приобщение многоликого мира Руси к ценностям христианства способствовало объединению жителей разных земель в культурную и политическую общность. Миссионерская деятельность среди финноязычных и тюркских племен не только вовлекала их в орбиту христианского мира, но и смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

Вместе с христианством на Русь пришли византийские политические идеи и отношения. По словам В.О. Ключевского, на киевского князя греческое духовенство переносило византийское понятие государя, поставленного от бога не только для внешней защиты, но и поддержания внутренней гармонии в обществе: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Владимир стремился подчинять этому идеалу свои практические действия в государственной сфере. На первых порах он даже отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников. Регулярными сделал трапезы на княжеском дворе, куда могли прийти все голодающие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Общественное устройство раннего Рима
По мнению многих современных историков в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности господствовал родовой (гентильный) строй. Сородичи должны были помогать друг другу в беде, они могли иметь общее имущество и наследовать друг другу при отсутствии прямых наследников. Римский род состоял не из кровных родственников, как ...

Правовое регулирование высшего образования после октябрьского переворота 1917 г.
В Советской России большевики поначалу не вмешивались в дела высшей школы. Летом 1918 г. очередь дошла и до нее. В октябре 1918 г. был принят декрет, который отменял научные степени, определял порядок увольнения профессоров и преподавателей, проработавших в должности 10 и более лет, и объявлял на освободившиеся места всероссийский конку ...

Дальнейшая радикализация революции
Стремительное нарастание конфронтации США с Кубой толкало революционное руководство" гораздо дальше первоначальных намерений. Быстрой радикализации революции содействовали тесная связь кубинского капитализма с латифундизмом и иностранным капиталом, слом прежней государственности в результате вооруженного разгрома прежнего режима и ...