«Золотой век» Киевской Руси
Страница 2

В начале XI в. на Руси завершился процесс оформления господствующего слоя. Он состоял из земской аристократии, городских старейшин и княжеской служилой аристократии, дружинников и администраторов князей. По распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве полагалось приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Княжеская дружина выступала во главе русского купечества, которое выделилось из его состава. Дружинная знать в значительной степени уже ославянилась и обрусела. И хотя в XI в. князья продолжали еще призывать на службу варягов, те из них, кто не уходил потом в другие страны, быстро ассимилировались.

Таким образом, равноправие догосударственной эпохи постепенно изживалось. На Руси появилась знать: «лучшие», «лепшие», «большие», «старейте» мужи. Это были потомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники-бояре, «княжьи мужи» составляли теперь группу «земских бояр», имевших самый высокий статус.

Формирование частной собственности на землю было материальной основой социального расслоения. Особенно этот процесс усилился в X—XI вв., когда произошли изменения в системе земледелия.

Переложная и подсечно-огневая формы земледелия уступили место пашенной в виде сначала двуполья, а затем трехполья. Земледелие стало главной отраслью хозяйства. Возникла заинтересованность в закреплении земли в собственности одного хозяина. Родоплеменная знать превращала общинные угодия в частные владения. Этот процесс получил название «обояривание земель». Так возникла вотчина (отчина) — земельное владение, являвшееся полной собственностью знатной семьи. Ею можно было распоряжаться и передавать по наследству.

Помимо родоплеменной знати феодалами становились княжеские дружинники, выделившиеся из общин «лучшие люди», местная знать, верхушка покоренных племен. Кроме светских землевладельцев появились и церковные. Церковное землевладение расширялось за счет княжеских пожалований и вкладов «на помин души», т.е. завещаний имущества церкви. Княжеское землевладение росло как за счет захвата общинных земель, так и присоединения пустошей, никем не занятых угодий. Таким образом, вотчина могла быть княжеской, боярской и церковной. Тремя родами привилегий пользовались вотчинники: 1) владеть землей; 2) эксплуатировать труд проживавшего на ней населения; 3) осуществлять суд по отношению к нему.

Первоначально возникла поземельная зависимость. Люди, лишившиеся земли, должны были отбывать в пользу феодала различные повинности за пользование земельными участками, которые теперь стали собственностью феодалов. Вторая форма зависимости — личная. Человек, попадая в нее, прикреплялся к земле, на которой он проживал, и уже не мог уйти от своего хозяина.

Для обозначения всего древнерусского общества, народа, мира существовало понятие люди. Все сельское население, противостоявшее феодалам, называлось смердами. Позже его стали употреблять в значении «чернь», «мужик».

Смерды делились на общинников и зависимых от феодалов. Их положение было различным. Смерды-общинники платили подати и отбывали повинности в пользу государства. Находившиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев смерды должны были отрабатывать (барщина) или платить натуральный и денежный оброк.

Но и смерды-общинники, несмотря на разность своего достатка, относились к низшему, неполноправному населению и являлись той средой, из которой формировались категории зависимого населения. Превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей осуществлялось: 1) в результате захвата общинных земель феодалами; 2) путем раздачи князем земель дружинникам; 3) в ходе закабаления смердов в неурожайные годы. Так появились закупы и рядовичи — временно обязанные феодалу люди, попадавшие к нему в экономическую и юридическую зависимость до момента возврата взятой купы (займа) или истечения срока договора (ряда). Если они, не отработав долга, убегали от своего господина, то обращались в рабство. В период раннего феодализма такие методы зависимости распространялись сравнительно медленно. Поэтому значительной оставалась группа лично свободных земледельцев, особенно в отдаленных районах страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Самоубийственная атака.
В таких условиях 1 сентября части КНА перешли в новое наступление, оказавшееся самоубийственной атакой против численно превосходящего, к тому же обороняющегося, противника. Замысел операции заключался в том, чтобы окружить основные силы противника в районе Тэгу с целью его уничтожения. В дальнейшем планировалось очистить весь Пусанский ...

Киев в 870-е гг. и взятие его Олегом
Теперь снова обратимся к Киеву. Как мы видели, в 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для нападения на Константинополь. Известно, что после кампании 860 г., по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказалась под владычеством епископа, чей престол был, предположительно в Тмутаракани. ...

Соперничество московских и тверских князей за лидерство на русской земле
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303). Даниил Александрович - удельный князь московский, младший сын великого князя владимирского Александра Ярославича Невского от 2-го брака (с некой Вассой), родоначальник московских князей. После смерти отца в 1263 году получил М ...