«Золотой век» Киевской Руси
Страница 2

В начале XI в. на Руси завершился процесс оформления господствующего слоя. Он состоял из земской аристократии, городских старейшин и княжеской служилой аристократии, дружинников и администраторов князей. По распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве полагалось приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Княжеская дружина выступала во главе русского купечества, которое выделилось из его состава. Дружинная знать в значительной степени уже ославянилась и обрусела. И хотя в XI в. князья продолжали еще призывать на службу варягов, те из них, кто не уходил потом в другие страны, быстро ассимилировались.

Таким образом, равноправие догосударственной эпохи постепенно изживалось. На Руси появилась знать: «лучшие», «лепшие», «большие», «старейте» мужи. Это были потомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники-бояре, «княжьи мужи» составляли теперь группу «земских бояр», имевших самый высокий статус.

Формирование частной собственности на землю было материальной основой социального расслоения. Особенно этот процесс усилился в X—XI вв., когда произошли изменения в системе земледелия.

Переложная и подсечно-огневая формы земледелия уступили место пашенной в виде сначала двуполья, а затем трехполья. Земледелие стало главной отраслью хозяйства. Возникла заинтересованность в закреплении земли в собственности одного хозяина. Родоплеменная знать превращала общинные угодия в частные владения. Этот процесс получил название «обояривание земель». Так возникла вотчина (отчина) — земельное владение, являвшееся полной собственностью знатной семьи. Ею можно было распоряжаться и передавать по наследству.

Помимо родоплеменной знати феодалами становились княжеские дружинники, выделившиеся из общин «лучшие люди», местная знать, верхушка покоренных племен. Кроме светских землевладельцев появились и церковные. Церковное землевладение расширялось за счет княжеских пожалований и вкладов «на помин души», т.е. завещаний имущества церкви. Княжеское землевладение росло как за счет захвата общинных земель, так и присоединения пустошей, никем не занятых угодий. Таким образом, вотчина могла быть княжеской, боярской и церковной. Тремя родами привилегий пользовались вотчинники: 1) владеть землей; 2) эксплуатировать труд проживавшего на ней населения; 3) осуществлять суд по отношению к нему.

Первоначально возникла поземельная зависимость. Люди, лишившиеся земли, должны были отбывать в пользу феодала различные повинности за пользование земельными участками, которые теперь стали собственностью феодалов. Вторая форма зависимости — личная. Человек, попадая в нее, прикреплялся к земле, на которой он проживал, и уже не мог уйти от своего хозяина.

Для обозначения всего древнерусского общества, народа, мира существовало понятие люди. Все сельское население, противостоявшее феодалам, называлось смердами. Позже его стали употреблять в значении «чернь», «мужик».

Смерды делились на общинников и зависимых от феодалов. Их положение было различным. Смерды-общинники платили подати и отбывали повинности в пользу государства. Находившиеся в поземельной и личной зависимости от землевладельцев смерды должны были отрабатывать (барщина) или платить натуральный и денежный оброк.

Но и смерды-общинники, несмотря на разность своего достатка, относились к низшему, неполноправному населению и являлись той средой, из которой формировались категории зависимого населения. Превращение свободных общинников в феодально-зависимых людей осуществлялось: 1) в результате захвата общинных земель феодалами; 2) путем раздачи князем земель дружинникам; 3) в ходе закабаления смердов в неурожайные годы. Так появились закупы и рядовичи — временно обязанные феодалу люди, попадавшие к нему в экономическую и юридическую зависимость до момента возврата взятой купы (займа) или истечения срока договора (ряда). Если они, не отработав долга, убегали от своего господина, то обращались в рабство. В период раннего феодализма такие методы зависимости распространялись сравнительно медленно. Поэтому значительной оставалась группа лично свободных земледельцев, особенно в отдаленных районах страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Развитие процесса закрепощения крестьян
Новый этап в развитии закрепощения начался с конца XVI века и завершился изданием Соборного Уложения 1649 г, которое отменило "урочные годы", ввело бессрочный сыск и окончательно закрепостило крестьян. Вначале 1590-х гг. в основном было завершено составление писцовых книг, которые фактически закрепили за помещиками работавших ...

Методы крещения Руси.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. «Божий слуга» - государь был (точнее должен был быть), по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Видно в христианстве было некоторое отличие в понятии «справедливый судья» от понятия, сущест ...

Современные тенденции и проблемы развития государства и права Российской Федерации.
Я могу выделить несколько основных тенденций и проблем развития государства и права РФ (как правило, негативных). На самом деле их гораздо больше, но узкие рамки данной работы не позволяют комплексно рассмотреть все тенденции и проблемы. 1. В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а в ...