Авилум и мушкенум Месопатамии

Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Сборник законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э[9].

Структура вавилонского общества в эпоху Хаммурапи свидетельствует о все более четко проявляющемся и развивающемся рабовладельческом его характере. В законах проводится резкая граница между свободными гражданами и рабами.

Свободный гражданин «авелум»— «человек», или «мар авелим» — «сын человека». Но свободные граждане, в число которых входили крупные земельные собственники, там-кары, жречество, крестьяне-общинники, ремесленники, не составляли одного класса, а разделялись на класс рабовладельцев и класс мелких производителей. Судебник Хаммурэпи лишь в статье 202 различает «человека, высшего по положению» и «низшего по положению» и определяет разную степень их ответственности за совершение проступка. Во всех статьях законов защищается частная собственность имущих граждан и интересы рабовладельцев.

Поскольку основную массу населения вавилонского общества составляли мелкие производители и мелкие собственники, в законах нашли отражение и их права. Например, некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20%); сурово, вплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговое рабство ограничивалось тремя годами. Однако приостановить процесс расслоения мелких производителей было невозможно: этот класс постепенно распадался, пополняя, с одной стороны, класс рабовладельцев, с другой — рабов.

Старовавилонские деловые документы сохранили ряд сделок, где фигурируют имена крупных ростовщиков, например, Бальмунамхе из Ларсы, который часто совершал обмены и покупки садовых участков, видимо, округляя свои владения приобретал целинные земли, перекупал рабов, скупал у нуждающихся матерей их детей. Нередко также совершались сделки по найму на работу детей и младших братьев. Кроме свободных граждан в вавилонском обществе имелась такая категория, как мущкенумы. Термин «мушкенум» переводится как «склоняющийся ниц». Мушкенумы работали в царском хозяйстве[10].

Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Государственно-административные и экономические реформы. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Западное и Южно
На российский трон взошла жена Петра Ш Екатерина Алексеевна. Царствование Екатерины П, длившееся 34 года, Программа, а значит и внутренняя политика Екатерины, основывались на принципах Просвещения. Временем "просвещённого абсолютизма" когда монархи использовали абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на ...

Сущность и особенности преобразований Петра I. Государственно-административные, военные, социальные, экономические реформы. Преобразования в духовной сфере. Утверждение императорского абсолютизма
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский. Военная реформа. Созданы регулярная армия с помощью рекрутской повинности, введены новые устав ...

Формирование противоречий между Югом и Севером
На Юге, однако, отношение к рабству постепенно менялось по мере того, как усиливалась зависимость местной экономики от хлопка, выращивание которого на огромных плантациях требовало, как считалось, широкомасштабного подневольного труда. Промышленный Север и аграрный Юг все более отдалялись друг от друга, исповедуя различные взгляды, в то ...