Великие мореходы
Страница 2

Гораздо более привлекательным, чем населенные «дикими» племенами острова Карибского моря, направлением для мореплавания был маршрут в богатую золотом и какао Центральную Америку на территорию, где сейчас находится Коста-Рика, Панама и Никарагуа.

При исследованиях знаменитого «Колодца жертв», который находится близ города Чичен-Ица на Юкатане, были обнаружены золотые изделия, происхождением с панамских берегов Центральной Америки. Еще одним доказательством развитых торговых связей между майя и народами Центральной Америки является обнаруженная археологами в Никарагуа и Коста-Рике майяская керамика, датируемая началом первого тысячелетия н. э. Кроме того, на северном побережье Коста-Рики был найден сланцевый диск с нанесенными на него иероглифами майя. Его возраст определяется как третий-четвертый века н. э., а изготовлен он был в упоминавшемся выше Тикале. Там же археологи обнаружили сделанную из нефрита фигурку майяского божества, которая по стилю напоминает изделия горных майя из Каминальгуйю (Гватемала) и так же относится к началу первого тысячелетия н. э.

Но и северо-антлантическое побережье Центральной Америки не было пределом для морских путешествий майя. Одно удивительное открытие позволило это доказать. Его совершил в 1970 году американский ученый Чарльз Лэкомб из Флоридского университета г. Майями. Лэкомб специализировался на изучении письменности майя. Из научных исследований конца девятнадцатого века ему было известно, что в пещерах острова Бонайре (южная оконечность Карибского моря) обнаружены индейские письмена. Чарльз Лэкомб справедливо предполагал, что эти письмена принадлежат, скорее всего, аравакам, в древности населявшим эти земли. Их письменность состояла из символических изображений и ритуальных знаков, так как культура индейцев-араваков была развита на примитивном уровне. И вот ученый прибыл на остров Бонайре, чтобы своими глазами увидеть таинственные знаки, открытые голландскими археологами в 1890 году. Удивлению Чарльза Лэкомба не было предела, когда в увиденных на стене, нанесенных красно-коричневой краской иероглифах он узнал письменность майя! "Когда я,- вспоминает ученый,- впервые увидел на стене пещеры иероглиф "Ламат", служивший у майя для обозначения одного из 20 дней недели, то просто не поверил своим глазам". Но сомнений быть не могло – майя действительно побывали на острове Бонайре, который находится в тысяче километров к юго-востоку от их обычных торговых путей. А по прямой Юкатан и Бонайре разделяют две тысячи километров! Сам факт, что майя смогли преодолеть такое расстояние, говорит о высоком уровне развития их мореходства. Типичные иероглифы календаря майя обнаружены и на соседних с Бонайре островах – Арубе и Кюрасао. Пока остается неясным, случайно сюда попали майяские мореходы или бывали здесь постоянно. Но одно является несомненным – достижения древних майя в мореплавании были выдающимися. Они еще раз подтверждают высочайший уровень развития их древней цивилизации.

Есть и другие, пока еще недостаточно изучение, но не менее значительные находки. На небольшой глубине в прибрежных водах Багамских островов и полуострова Флорида найдены остатки массивных построек, стены которых были сложены из хорошо отесанных каменных блоков. Происхождение некоторые из этих сооружений можно отнести к архитектуре древних майя. В частности, в 1968 году возле острова Андрее, который входит в группу Багамских островов, была обнаружено сооружение из камня, имеющее прямоугольную форму. Внешний вид здания, способ его постройки и планировка почти в точности соответствует аналогичным параметрам древнего «Храма Черепах», который расположен в майяском городе Ушмаль на Юкатане. Совершенно не исключено, что это здание построили древние майя. Пока неясно, как они могли это сделать; непонятно и назначение найденного сооружения. Но не приходится сомневаться в том, что дальнейшие научные исследования рано или поздно дадут ответы на эти вопросы. Тем более что внимание ученых многих стран к древней цивилизации майя с годами только увеличивается.

Страницы: 1 2 

Кирилло-Мефодиевское общество, его значение
Кирилло-Мефодиевское общество - антикрепостническая организация, созданная в Киеве в 1846 году. Названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров, служащий канцелярии генерал- губернатора Н.И. Гулак, учитель с полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним прис ...

Разрешение спора двух государей
2 Ноября 1666 года для рассмотрения дела Никона в Москву приехали александрийский патриарх Паисий и антиохийский Макарий. После первых церемоний и угощений они предварительно занялись исследованием дела, которое им предстояло решить. В помощь им были назначены два архиерея, Павел Крутицкий и Иларион рязанский и Паисий Лигарид, который с ...

Подготовка нового государственного порядка.
В XIII - XV веках на северо-востоке Руси, в той области, где сосредоточивалось великорусское племя, как мы видели, складывался и развивался социально-политический порядок, имеющий в некоторых своих чертах много общего с западноевропейским феодализмом. Все более и более увеличивалось количество княжеств, и государственная власть все бо ...