Разрушение политического единства Киевского государства
Страница 1

История » Древнерусское государство (IX-начало XII вв) » Разрушение политического единства Киевского государства

Во второй половине XI в. начался распад Киевского государства. Это время еще нельзя вполне считать периодом феодальной раздробленности. Правильнее будет называть его этапом острых княжеских междоусобий, предшествующих окончательному разрушению политического единства Руси, которое наступило лишь во второй трети ХII в.

Оставляя «ряд» (завещание) своим сыновьям, Ярослав Мудрый поступил согласно традиции. Он рассадил их по разным городам, а киевский престол отдал старшему. Так, Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль, Игорь — Владимир-Волынский, а Вячеслав — Смоленск. Старший сын Ярослава Владимир умер еще при жизни отца, поэтому сын Владимира, Ростислав, уделом наделен не был (изгой). Владения сыновей Ярослав расположил чересполосно в надежде преодолеть

возможность будущего раздробления страны и создать условия для коллективного правления князей. Разделив земли, Ярослав завещал детям «не преступать предела братня, ни сгоните», а старшего почитать «в отца место».

Младшие Ярославичи — Вячеслав и Игорь — вскоре умерли, и управление Русью стал осуществлять триумвират старших сыновей Ярослава — Изяслава, Святослава и Всеволода. На первых порах он действовал вполне согласованно и успешно. Единым фронтом боролись старшие Ярославичи против двоюродного брата князя-изгоя Ростислава Владимировича, захватившего Тмуторокань, и двоюродного племянника Всеслава Брячиславовича Полоцкого, пытавшегося овладеть Новгородом и Псковом. Внесли они и важное изменение в законодательство об отмене кровной мести и замене ее «вирой» в пользу князя и «головничеством» в пользу родственников пострадавших.

Однако триумвират существовал недолго. Прологом его распада стали события 1068 г. Половцы разбили Ярославичей на реке Альте (под Переяславлем Киевским). Киевляне потребовали у Изяслава оружия для самообороны. Отказ князя послужил началом восстания киевлян. Изяслав бежал в Польшу, а горожане провозгласили князем Всеслава Полоцкого, освободив его предварительно из «поруба», подземной тюрьмы, куда он был посажен Ярославичами. Всеслав удерживал Киев семь месяцев и был изгнан Изяславом, вернувшимся в Киев со своим двоюродным братом, польским королем Болеславом II Смелым, который и помог ему привести киевлян к послушанию.

В 1073 г. усобица вспыхнула уже между Ярославичами, и триумвират распался. После гибели Изяслава в 1078 г. и смерти Святослава в 1075 г. великим киевским князем стал третий сын Ярослава Мудрого Всеволод. Его довольно продолжительное правление (до 1093 г.) было наиболее беспокойным. В «которы», т.е. споры из-за владений, включились внуки Ярослава Мудрого. Порядок и правосудие окончательно пришли в упадок. Как никогда усилились половецкие набеги. Киевский «

стол»

до 1113 г. занял сын Изяслава Святополк II, старший из внуков Ярослава Мудрого, хотя киевляне звали сына Всеволода, Владимира Мономаха. Святополк был непопулярен в народе. Свой авторитет предпочитал поддерживать силой. Неразборчивый в средствах обогащения, он спекулировал солью и хлебом, покровительствовал ростовщикам-евреям. Кончина Святополка ознаменовалась мощным народным восстанием в Киеве, которое и привело к власти Владимира Мономаха.

Итак, характер междоусобий второй половины XI в. качественно отличался от предшествующих. Если раньше борьба между братьями-претендентами кончалась победой и единовластием одного, то столкновение сыновей и внуков Ярослава Мудрого привело к другим результатам — образованию обособленных княжеских владений. Каждый князь теперь стремился сохранить за собой «отчину», т.е. землю своего отца. Поскольку возобладал авторитет простой силы, постольку киевские князья предпочитали владеть лишь ключевыми городами, рассаживая в них своих сыновей и союзников. Потребность к расширению киевских пределов встречалась с противоположным желанием остальных князей не только отстаивать свои отчины, но и увеличивать их размеры. Поскольку «стол» в одном и том же городе могли последовательно занимать разные князья, отчинные права их детей переплетались между собой. Усугублял ситуацию вопрос о князьях-изгоях, которые стремились укреплять за собой княжения своих отцов. Представителями изгоев в этой борьбе были черниговские князья, сыновья Святослава Ярославовича и сыновья Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого, отец которого, старший сын Ярослава, Владимир, умер при жизни отца, не успев получить своей доли наследства. Претензии князей-изгоев сталкивались с законными притязаниями князей, основанными на правилах очередного восхождения по старшинству. Сами эти отношения старшинства начали путаться во втором и третьем поколениях Ярославичей. Например, возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущество старшинства — младший по возрасту дядя или старший по годам племянник, сын старшего брата? Спор князей разрешался «судом божиим» — вооруженной усобицей. Она в свою очередь подрывала авторитет родовой традиции, ставила силу выше права, заставляла видеть источник княжеской власти в насильственных действиях. Усобицы приучали князей не гнушаться в выборе средств. Так, по призыву самих русских князей в междоусобной борьбе участвовали новые степные кочевники — половцы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Общая характеристика политических и правовых идей Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католическ ...

Основные принципы производственной деятельности и социальной политики Г. Форда
“В новый век - на экипажах без лошадей! ” - таков был лозунг пионеров автомобильного дела на рубеже XIX-XX столетий. Однако новый век начинался с размышлений о том, для чего, собственно, нужен экипаж без лошадей, в чём его польза и может ли он конкурировать на рынке транспортных услуг? [44, c.41]. Генри Форд прекрасно понимал перспекти ...

Завершение юридического оформления крепостничества. Значение Соборного Уложения 1649 года в дальнейшей разработке системы феодального законодательства России
В феодальном обществе право в своем развитии проходит три стадии: относительно единое право, партикулярное и унифицированное.[1] Каждая из этих фаз отвечает определенному уровню развития производственных отношений и политической надстройки. Стадия унифицированного права возникает в процессе становления единого государства. В России она ...