Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)
Страница 6

История » Образование СССР и дальнейшее национально-государственное строительство » Национально-государственное строительство (1920-е - 1930-е гг.)

Центральной задачей в национальных образованиях являлось обеспечение классового подхода при организации органов власти. Организационно-партийные органы ЦК большевиков сетовали на слабость низовых звеньев советской власти на местах. "Есть сельсоветы, не созывавшиеся со дня выборов", - говорилось в одном из отчетов Бурятского окружкома. "В большинстве случаев сельсоветов фактически нет, а есть председатель - прежний староста" (Ойратия). В Дек-Буди (Узбекистан) низовые Советы на 50% состояли из бывших аксакалов при эмире. В селе Айюлы (Азербайджан) председателем сельсовета был бывший пристав царского и мусаватистского времен. "Все эти данные, - отмечались в вышеназванной записке Оргбюро ЦК РКП(б), - говорят о том, что в национальных республиках и областях на окраинах, в ауле и кишлаке фактически не существует советской власти, нет действительно связанных с трудящимися массами и коллективно работающих в соворганах советских руководителей". Аппарат центральных и местных органов власти в Туркестане с середины 1920-х гг. на 60 - 80% состоял из бывших чиновников старой феодальной администрации. "Большую роль в ауле и кишлаке в восточных национальных] республиках, - говорилось в той же записке, - играет сохранившийся институт аминов, аксакалов, мирабов (водораспределителей). Обычно на этих должностях находятся лица из байской среды, они фактически заменяют низовой аппарат и своим авторитетом влияют на нашу совработу. Наши директивы на местах . проводятся через этих людей, обычно злоупотребляющих властью". В одной из информсводок Дагестанской губчека (июнь 1921 г.) отмечалось: "В большинстве случаев сельские и участковые ревкомы состоят из элементов, которые занимаются только взяточничеством и обирательством граждан. Делают они все это от имени советской власти, которая дала будто бы им неограниченные полномочия. Каково же может быть после этого отношение масс горцев к компартии?". Много "дров" наломали ретивые "революционизаторы" в Чечне до выделения ее в автономию51 . За 1921 - 1925 гг. здесь были зарегистрированы 32 вооруженных столкновения со 120 убитыми и ранеными, так что новому руководству автономии пришлось применить большие усилия для нормализации обстановки и установления твердой власти в этом районе.

Сложности были и в других местах. "Сыр-Дарьинский губком указывает, - говорилось в записке Оргбюро ЦК РКП(б), - что дехкане прямо говорят, что им соваппарат обходится дороже, чем царский, так как тогда чиновников было меньше и взяток приходилось давать меньше". Кое-где, например в Чечне и Якутии, в начале 1920-х г. "леваками" практиковалась политика искусственного расслоения населения и проводилась так называемая "тактика дифференциации". Так, в Якутии съезды ревкомов решили "помочь классовому расслоению якутов", прибегнув к изоляции "всех кулацких элементов, тойонов" посредством их высылки и заключения в тюрьму. В крае вспыхнуло восстание, которым воспользовались остатки белогвардейских формирований, остававшихся еще на Дальнем Востоке. Ликвидация восстания стала возможной только после того, как в Якутии была провозглашена автономная республика.

Население нередко проявляло нежелание участвовать в выборах в Советы. В 1925 г. в большинстве мест в национальных республиках и областях в перевыборах участвовали менее 30% избирателей: в Калмыцкой обл. - 23%, в Бурятской - 21%, в Ойратской -34%55 . В определенной мере такое положение объяснялось отсутствием авторитета местных партийных и советских органов среди населения, в том числе и вследствие неправительного подхода к крестьянам и попыток командовать ими. В Туркестане в 1924 - 1925 гг. снова активизировалось басмачество, использовавшее недовольство дехкан действиями некоторых органов советской власти. В 1926 г. были отмечены 190 боевых столкновений с басмаческими бандами. К концу года с крупными бандами было покончено, но осенью 1929 и затем весной 1931 г. басмачи снова активизировались. Население проявляло значительные колебания. Сказывалась и культурная отсталость этой бывшей окраины Российской империи.

Остро ощущалось противостояние советских властей и духовенства. Повально закрывались и разрушались церкви, мечети. Однако религиозные школы в регионах, где население исповедовало ислам, брали верх над советскими. Так в Дагестане в 1925 г. в советских школах обучалось 15 тыс. детей, а в медресе - 40 тыс. В Башкирии и Казахстане к 1925 г. в некоторых волостях открылось до двух десятков религиозных школ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Особенности сложения сословной монархии в Чехии
В Чехии происходит сложение на протяжении XIV — первой трети XVI в. соотношения сил, которое принято называть дуализмом власти. Оно заключалось в существовании вместе с королевской властью значительной политической силы сословий и сословно-представительных учреждений, которые ограничивали королевскую власть, используя при этом свои прав ...

Характеристика источника
В развалинах Богазкёя (древней хеттской столицы Хаттуса) было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст восстановлен учеными с помощью параллельных фрагментов. Другие, поврежденные, содержат отрывки подобных текстов. Некоторые из них, возможно, являлись дубликатами ...

Бородинская битва
После захвата Смоленска ,чья упорная оборона города его жителями ,позволила объединиться неподалеку от города ,двум русским армиям ,тем самым не позволив осуществиться планам Наполеона ,который хотел не дать соединится русским армиям . Под стенами Смоленска обе русские армии соединились и по воле государя главное командование над ними ...