Национально-государственное
строительство (1920-е - 1930-е гг.)Страница 2
Обсуждение текста Конституции в Расширенной комиссии, как свидетельствуют стенограммы ее заседаний, проходило обычно довольно бурно. Представители украинской делегации серьезно опасались рецидивов великорусского шовинизма, и уже на первом заседании 8 июня 1923 г. представитель делегации Украины Д. З. Мануильский заявил: " .Я думаю, что надо читать Конституцию пункт за пунктом. Если там найдется что-нибудь от своеобразного творчества тов. Сапронова, представляющего великороссийскую национальность, то мы можем дать этому отпор". Добавлю, что между Т. В. Сапроновым и украинской делегацией, не доверявшей ему, в комиссии постоянно вспыхивали споры. Важно подчеркнуть, что на рассмотрение Расширенной комиссии были представлены параллельные проекты Конституции от Белоруссии, Украины и РСФСР. Имелись и поправки к официальному проекту от Закавказской Федерации. В итоге в основу некоторых глав союзной Конституции были положены пункты из параллельных республиканских проектов.
Обсуждение выявило ряд острых проблем. Дискутировался, например, вопрос о структуре ЦИК СССР и о компетенции его палат - Союзного совета и Совета национальностей. На заседании Расширенной комиссии 14 июня 1923 г. член украинской делегации Х. Г. Раковский обратил внимание на то, что, хотя вторая палата ЦИК СССР создается для защиты интересов отдельных республик, в ее состав входят 300 членов от РСФСР и только 75 от остальных союзных республик вместе взятых. Будет ли авторитетна эта палата, спрашивал Раковский, если она явится не органом национальностей, а органом России? Однако поддержки со стороны остальных членов комиссии глава украинского правительства не нашел. Обращает на себя внимание, что фактически уже в то время было как бы запрограммировано явное противоречие между показным демократизмом ряда разделов Конституции и реальным положением дел в системе управления страной. Так, согласно проекту Конституции, ЦИК СССР должен был состоять из двух палат - Союзного совета и Совета национальностей. Первая формировалась из делегатов от союзных республик пропорционально их населению. Во вторую должны были войти по 5 представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному - от автономных областей РСФСР. Особое правило устанавливалось для автономных республик Аджарии и Абхазии, а также для автономных областей Юго-Осетии, Нагорного Карабаха и Нахичеванской АО, которые тоже направляли в Совет национальностей по одному представителю. Настораживало, однако, высказывание Троцкого на XII съезде РКП(б) 24 апреля 1923 г., заявившего: "На ближайший год-два мы постараемся, чтобы над всем этим аппаратом стояла в качестве хорошего суфлера партия, которая будет через этот аппарат прощупывать, где что делается, где у кого что болит. Если будут острые конфликты о финансах и т.д., в конце концов, в качестве арбитра будет выступать партия". Жизнь показала, что такая мера оказалась не временной, а постоянной и сохранялась практически до конца существования СССР.
Конституция определяла, что высшим органом власти в стране является съезд Советов. При обсуждении в Расширенной комиссии механизма выборов делегатов на съезд Сапронов и А. С. Енукидзе внесли предложение не о двухступенчатых, а прямых выборах их населением с тем, чтобы в составе делегатов было больше представителей народа, а не руководящей бюрократии. Но это предложение не получило должной поддержки, поскольку при двухступенчатых выборах партии было легче регулировать состав делегатов съезда. Согласно статье 10 проекта Конституции, делегаты должны были избираться на губернских съездах Советов, а в тех республиках, где нет губерний, - на съезде республиканских Советов. В результате оправдалось опасение о засилье на съездах Советов бюрократической верхушки.
В проекте Расширенной комиссии говорилось, что между съездами Советов высшую власть в стране осуществляет Президиум ЦИК. В украинском проекте это положение было опущено, что фактически означало отказ от наличия действующей высшей власти в государстве в межсъездовский период. Эта скрытая конфедералистская позиция не получила, однако, поддержки. При обсуждении вопроса о пределах компетенции общесоюзного законодательства ЦИК Украины настаивал на том, что оно должно лишь устанавливать общие основы права, но не детализировать их. Это положение было учтено. Конституция СССР законодательно закрепила положение о том, что все члены Союза проводят единую внешнюю политику, имеют общую валюту и единую сеть коммуникаций, общий план развития народного хозяйства, внутренней и внешней торговли.
Юго-Западная область.
Мы включаем в эту область правобережную Украину (без Волыни и Галиции) и Бессарабию, то есть территорию от Прута на западе до нижнего Днепра (ниже Киева) на востоке. Это родина западной группы антов в шестом веке. К концу восьмого века мадьяры проникли в район нижнего Буга. Даже после этого отдельные поселения антов, возможно, остались ...
Реформы Петра
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695—1715 годы и 1715—1725.
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не ...
Причины Смутного времени. Лжедмитрий I. Правление В.И. Шуйского. Лжедмитрий
II. Шведская интервенция. "Семибоярщина".
В 1601 г. Годунов узнал, что в Польше объявился человек, выдающий себя за царевича Дмитрия. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу (1602) галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Оказавшись в Польше, Отрепьев тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские з ...