Особенности стиля ораториального жанра
Страница 4

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

Рельефные, лаконичные, предельно интонационно насыщенные арии Генделя поражают, по словам А. Н Серова, "гениальным расчетом на самые драматические струны человеческого голоса". Композитор достигал замечательного для своего времени разнообразия мелодических характеристик. Трагическое величие слышится, например, в свободном монологе ослепленного Самсона, изящного женственного обаяния полна в "танцевальная" ария соблазняющей его Далилы. А в арию глумящегося над Самсоном врага уже вторгаются грубоватые интонации комедийных персонажей буффа. Светлая моцартовская лирика, суровая героика Глюка и Бетховена, гайдновская пасторальная идиллия были аккумулированы Генделем в его многогранных вокальных образах.

Он открыл в своих ораториях новую инструментальную сферу. Инструментальное начало в ораториях Генделя в целом выражено для "предсимфонической" эпохи небывало ярко. В этом можно усмотреть связи не только с Пёрселлом, но и с немецкими музыкальными традициями. Но оно дополнительно обогащено чертами, характерными для его собственных массовых программных сюит ("Музыка на воде" и "Музыка фейерверка"). Выразительная и изобразительная сила его оркестровых партий подчас изумительна. Так, в оратории "Израиль в Египте" звукоизобразительные картины, сопровождающие канву эпического повествования (жужжание мошкары, скачущие лягушки и т.п.), достигают как будто зримой реальности. Потрясающая сцена разрушения храма в "Самсоне", смятение и ужас похороненных под ним врагов выражены в большей мере инструментальными средствами. В самостоятельном оркестровом эпизоде - мажорном похоронном марше - воплощена идея всей оратории. Наряду с траурным шествием в "Сауле", эта инструментальная картина на полвека опережает "эпоху маршевости", начавшуюся с массовых жанров революционной Франции.

Гендель перенес в свои инструментальные "фрески" принцип контрастных сопоставлений, виртуозно разработанный во французской опере XVII века. "Архитектурно-ансамблевые" приемы, которые в придворных спектаклях использовались для чисто декоративных целей, в ораториях Генделя были поставлены на службу драматической выразительности. Примером может служить светотеневой эффект в "Мессии", когда полифонический фа-минорный хор с его прозрачным тихим звучанием изображает блуждающий во тьме народ, а затем сменяется фанфарными оперными интонациями мажорного хора, прославляющий свет. Или в "Самсоне", где скорбная сцена оплакивания погибшего героя неожиданно обрамляется торжественной, ликующей музыкой, олицетворяющей победу народа. Эмоциональное воздействие этих контрастных "вторжений" достойно сравнения с ослепительной музыкой Бетховена.

Красота, ясность и доходчивость художественной идеи придавали ораториям Генделя - при всей их профессиональной сложности - подлинно массовый характер. С появлением "Самсона", "Мессии", "Израиля в Египте", "Иуды Маккавея" в жизни композитора произошел удивительный перелом. Английская публика, которая до сих пор относилась к творчеству Генделя с холодным равнодушием или подвергала сатирическому осмеянию, встретила его ораториями с безудержным восторгом и провозгласила его национальным композитором.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Культура России в первой четверти XVIII века.
Отличительными чертами культуры XVIII в. были победа в ней светского начала, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании. Литература и театр. Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм. Первая четверть ХVIII в. –расцвет жанра повести ("гистории" ...

Ранние годы
Чан Кайши родился в китайской глубинке, неподалеку от портового города Нинбо 31 октября 1887 года. Согласно записям в книге семейной летописи он принадлежал к роду, берущему начало от потомков Чжоу Гуна - известного в истории Китая правителя, которым, по преданиям, восхищался сам Конфуций. Представители этого рода на протяжении пятисот ...

Ус­та­нов­ле­ние ре­жи­ма лич­ной вла­сти А. Гит­ле­ра над Гер­ма­ни­ей.
До­би­ва­ясь пер­вен­ст­ва в пар­тии, Гит­лер, од­на­ко, ни­ко­гда не за­бы­вал свое вла­сти в Гер­ма­нии. Пер­вая по­пыт­ка пе­ре­во­ро­та в стра­не бы­ла пред­при­ня­та им и его пар­ти­ей 8-9 но­яб­ря 1923 го­да – так на­зы­вае­мый пив­ной путч, ко­то­рый за­вер­шил­ся по­ра­же­ни­ем. Имен­но эти но­ябрь­ские со­бы­тия ста­ли по­во­ро ...