Особенности стиля ораториального жанра
Страница 3

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

В "Самсоне" партии отдельных героев и народа, то есть арии, дуэты и хоры, распределены равномерно и дополняются один другим. Если в оратории "Самсон" хор передает лишь чувства или состояние враждующих народов, то в "Иуде Маккавее" хор выполняет более активную роль, принимая непосредственное участие в драматических событиях.

Светская музыка до Генделя не знала такого огромного по масштабу и выразительного по мощи воздействия хора. В его хоровых партиях слышатся торжественные, ярко драматические образы многоголосных антем и "од" Перселла. И наряду с этим - глубокая сосредоточенность немецких вокально-инструментальных жанров, уводящих к пассионам Шютца. Отточенные, изящные ансамбли французской декоративной оперы отражаются в прозрачной структуре многих геделевских хоровых сцен. Громадное влияние оказывает на них и итальянская оперная музыка. Их великолепная мелодичность, виртуозный блеск и даже "речитативность" заимствованы непосредственно из музыкального театра. В интонационном складе хоровых сцен Генделя часто слышатся обороты современного английского фольклора.

Усилению драматической выразительности Гендель подчинил и другие элементы музыкального письма: сольное пение, инструментальное звучание и композицию.

Драма и ее развертывание в оратории познаются единственно музыкальными средствами. По словам Ромена Роллана, в ораториях "музыка служит сама себе декорацией". Как бы восполняя отсутствие декоративного убранства и театрального разыгрывания действия, оркестру придаются новые функции; живописать звуками происходящее, обстановку, в которой совершаются события

В отличие от современной ему ложногероической оперы, построенной на скудном чередовании виртуозных арий и сухих речитативов, Гендель привлек в свои оратории все разнообразие современных музыкальных жанров. С величайшей свободой он использовал в ораториях самые жизнеспособные и интересные черты музыки разных стран и разных стилей. Освободившись от драматургических условностей и декоративных излишеств seria, он широко опирался на те замечательные достижения, которые сделали оперу ведущим музыкальным жанром эпохи. Выразительная мелодика, блестящая вокальная техника, завершенные формы легли в основу нового ариозного стиля, созданного Генделем.

Все многообразие видов и типов арий, сложившийся в творчестве различных оперных школ, Гендель переносит в ораторию.

Это - большие арии героического характера, арии драматически-скорбные, близкие оперным lamento, блестящие и виртуозные, в которых голос свободно соревнуется с солирующим инструментом, арии с пасторально-светлым колоритом. Наконец, песенные построения типа ариетты. Есть и новая разновидность сольного пения, предлежащая Генделю, - ария с хором. Преобладающая ария da capo не исключает множества других форм: здесь и свободное развертывание материала без повторения, и двухчастная ария с контрастным сопоставлением двух музыкальных образов.

У Генделя ария неотделима от композиционного целого, она составляет важную часть общей линии музыкально - драматического развития. Используя в ораториях внешние контуры оперных арий, Гендель содержанию каждого сольного номера придает индивидуальный характер; подчиняя оперные формы сольного пения конкретному художественному замыслу, он избегает схематизма опер seria.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Глава 5
В японской живописи отсутствовал жанр портрета. На Ваш взгляд, каковы причины такого явления? Отражает оно особенности культуры Японии или характеристики всех восточных цивилизаций? Расскажите об этом, используя конкретные примеры из истории Египта, Индии и Китая Надо заметить, что портрет в живописи Японии всё же присутствовал, хоть и ...

Авилум и мушкенум Месопатамии
Экономика, общественный и политический строй Вазилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся сборнику законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам. Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной ...

Налоговая система
В ахеменидской державе, как и повсюду, было множество различных налогов. Взимались налоги за стоянку судов в гаванях, рыночные налоги, сборы за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, пограничные пошлины, налоги за домашний скот (возможно, десятина), а также целый ряд других. Приношения царю приурочивались к празднеству Новог ...