Особенности стиля ораториального жанра
Страница 2

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

Вместо вереницы мифологических персонажей, непонятных демократической аудитории, Гендель ввел в свои оратории легендарные "богатырские" образы - Самсона, Маккавея, Саула, Иевфая, - с детства знакомые каждому англичанину. Предводители борющегося народа, они олицетворяли свободолюбивые идеалы человечества. Высокой гражданский пафос переплетается у Генделя с темой прославления красоты жизни. В "роскошных" солнечных тонах его ораторий нет и следа от пуританского аскетизма. Эти громадные многокрасочные полотна пронизаны ренессанским духом. Кажется, все богатство и поэтичность светского искусства многих поколений воплотились в музыке генделевских ораторий.

Эпико-героический характер образов предначертал формы и средства их музыкального воплощения. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, и все завоевания оперной музыки он сделал достоянием оратории. Но, в отличии от оперы seria, с ее опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Именно хоры сообщают ораториям Генделя величественный, монументальный облик, содействуют, как писал Чайковский, "подавляющему эффекту силы и мощи". Сделав хор основным носителем художественной идеи, он придал ему неведомое раннее звучание.

На протяжении столетий именно многоголосное пение играло роль самой доступной и распространенной формы музицирования во всех странах Европы. Гендель обобщил в своих ораториях традиции хоровой культуры целой эпохи. Но одновременно он обогатил эту сферу достижениями нового "оперного века" и этим значительно расширил ее выразительные возможности.

Владея виртуозной техникой хорового письма, Гендель добивался разнообразных звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель писал хоры в сочном аккордово-гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу; богатые возможности полифонии служат средством, усиливающим движение, действенность. Эпизоды полифонические и аккордовые следуют попеременно, или оба принципа объединяются

Но над всеми этим жанровым разнообразием царит глубокое понимание неповторимых выразительных особенностей многоголосного хора. Богатейшее смешение тембровых красок подчинено динамике полифонического развития. Пышность и красота звучания не ослабляют интенсивности музыкальной мысли. По воспоминаниям современников, при исполнении некоторых геделевских хоров публика как один человек поднимались с мест, движимая внутренним волнением. Только финалы Девятой симфонии и Торжественной мессы Бетховена превосходят колоссальную мощность геделевских хоровых кульминаций.

По мнению Чайковского, "Гендель был неподражаемый мастер относительно учения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя за рамки естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы. "

Хоры в геделевских ораториях - всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально-драматическое развитие. Поэтому композиционные и драматические задачи хора исключительно важны и разнообразны. В ораториях, где главным действующим лицом является народ, значение хора особенно возрастает. Это видно на примере хоровой эпопеи "Израиль в Египте".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Значение Уложения и его новые идеи
По мысли, какую можно предположить в основании Уложения, оно должно было стать последним словом московского права, полным сводом всего накопившегося в мос­ковских канцеляриях к половине XVII в. законодательного запа­са. Эта мысль сквозит в Уложении, но осуществлена не особен­но удачно. В техническом отношении, как памятник кодифика­ции, ...

Податная реформа.
Так как налоги собирались с каждого двора, то крестьяне и посадские люди, стремясь уменьшить уплату податей, нередко объединялись и несколькими семьями жили одним двором. Государство, проводя с 1718 г. перепись населения, перешло к подушному налогообложению. С 1724 г. многообразные налоги были заменены единой подушной податью. (74 коп. ...

За­клю­че­ние
Ис­то­рия при­хо­да фа­ши­ст­ской пар­тии к вла­сти в Гер­ма­нии – это ис­то­рия воз­вы­ше­ния и пре­вра­ще­ния Гит­ле­ра в дик­та­то­ра. Что­бы об­ла­дать аб­со­лют­ной вла­стью в ми­ре, к че­му столь яро­ст­но стре­мил­ся фю­рер, ему не­об­хо­ди­мо бы­ло до­бить­ся та­кой вла­сти в пар­тии и в стра­не. Ра­ди это­го, но был го­тов сра ...