Особенности стиля ораториального жанра
Страница 2

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

Вместо вереницы мифологических персонажей, непонятных демократической аудитории, Гендель ввел в свои оратории легендарные "богатырские" образы - Самсона, Маккавея, Саула, Иевфая, - с детства знакомые каждому англичанину. Предводители борющегося народа, они олицетворяли свободолюбивые идеалы человечества. Высокой гражданский пафос переплетается у Генделя с темой прославления красоты жизни. В "роскошных" солнечных тонах его ораторий нет и следа от пуританского аскетизма. Эти громадные многокрасочные полотна пронизаны ренессанским духом. Кажется, все богатство и поэтичность светского искусства многих поколений воплотились в музыке генделевских ораторий.

Эпико-героический характер образов предначертал формы и средства их музыкального воплощения. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, и все завоевания оперной музыки он сделал достоянием оратории. Но, в отличии от оперы seria, с ее опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Именно хоры сообщают ораториям Генделя величественный, монументальный облик, содействуют, как писал Чайковский, "подавляющему эффекту силы и мощи". Сделав хор основным носителем художественной идеи, он придал ему неведомое раннее звучание.

На протяжении столетий именно многоголосное пение играло роль самой доступной и распространенной формы музицирования во всех странах Европы. Гендель обобщил в своих ораториях традиции хоровой культуры целой эпохи. Но одновременно он обогатил эту сферу достижениями нового "оперного века" и этим значительно расширил ее выразительные возможности.

Владея виртуозной техникой хорового письма, Гендель добивался разнообразных звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель писал хоры в сочном аккордово-гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу; богатые возможности полифонии служат средством, усиливающим движение, действенность. Эпизоды полифонические и аккордовые следуют попеременно, или оба принципа объединяются

Но над всеми этим жанровым разнообразием царит глубокое понимание неповторимых выразительных особенностей многоголосного хора. Богатейшее смешение тембровых красок подчинено динамике полифонического развития. Пышность и красота звучания не ослабляют интенсивности музыкальной мысли. По воспоминаниям современников, при исполнении некоторых геделевских хоров публика как один человек поднимались с мест, движимая внутренним волнением. Только финалы Девятой симфонии и Торжественной мессы Бетховена превосходят колоссальную мощность геделевских хоровых кульминаций.

По мнению Чайковского, "Гендель был неподражаемый мастер относительно учения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя за рамки естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы. "

Хоры в геделевских ораториях - всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально-драматическое развитие. Поэтому композиционные и драматические задачи хора исключительно важны и разнообразны. В ораториях, где главным действующим лицом является народ, значение хора особенно возрастает. Это видно на примере хоровой эпопеи "Израиль в Египте".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Глава 24
«Дух законов» Монтескье современники называли евангелием просветительства, а «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» Д. Дидро — Библией для образованных. Как Вы думаете, почему? Шарль Луи Монтескье один из самых первых по старшинству в ряду просветителей. В «Духе законов» он заложил те основы социальных и политических взглядов, которые ...

Восстание ихэтуаней. Начало восстания ихэтуаней
Державы вели идеологическую обработку китайского народа, выражавшуюся в пропаганде христианского учения, проповедуемого иностранными миссионерами (католики и протестанты). К 90-м годам в Китае не оставалось почти ни одной провинции, где бы не обосновались иностранные служители культа. К 1900 г. лишь протестантских миссионеров насчитывал ...

Отличия крестьянства от холопства
Законодательное призна­ние податной ответственности землевладельцев за своих кресть­ян было завершительным делом в юридической постройке кре­постной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев, существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему государству полицейско-финансовой аген ...