Особенности стиля ораториального жанра
Страница 1

История » Жизненный и творческий путь Георга Фридриха Генделя » Особенности стиля ораториального жанра

"Опера нищих" натолкнула Генделя на поиски массового искусства, но проблему правды в музыке он разрешил в совсем другом плане. Его путеводной звездой была не современная ему легкожанровая драма, а высокое монументальное искусство Англии периода ее художественного расцвета. Он отошел от театра и создал новый жанр, над которым витал дух Шекспира, Мильтона, Перселла, - грандиозные драматические "поэмы", проникнутые идеями гражданской героики.

Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие, именно они определяют сущность его стиля.

Оратория, к которой обратился композитор в 30-40 годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии. Но именно оратории последних лет можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя. Итальянская опера принесла композитору владение вокальным стилем и разнообразными видами сольного пения. Пассионы, английские антемы помогли выработать технику хорового письма; инструментальные произведения способствовали умению пользоваться красочно-выразительными средствами оркестра. Таким образом, богатейший опыт предшествовал созданию ораторий - лучших творений Генделя.

Отбор тематики в ораториях происходил в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями, с теми ответственными задачами, которые возлагал Гендель на искусство. Именно гражданское содержание геделевских ораторий и обусловило их легендарно-библейские сюжеты. На протяжении почти двух столетий содержание Ветхого совета входило в повседневную жизнь английского народа. Библейскую поэзию народ сознательно противопоставлял вычурным латинским стихам придворных поэтов или грубоватой продукции "фривольной" реставрационной эпохи. В глазах современников обращение Генделя к библейским темам воспринималась как победа народного начала над аристократическим, национального над придворно-космополитическим, серьезного над развлекательным. Избирая для своих ораторий и акцентируя в них героические образы библейских легенд, Гендель пришел к неведомому дотоле виду массового музыкального искусства. Он первый воплотил в музыке идею величия народной борьбы, первый сделал героем музыкально-драматического произведения не отдельную личность, а весь народ. Тема возвышенной любви, господствовавшая в современной ему опере, уступила место образам народа, сражающегося за свою свободу.

Использование библейских сказаний в качестве сюжетов для светской музыки не только расширяло круг этих сюжетов, но и предъявляло новые требования и новый социальный смысл. В оратории можно было выйти за пределы общепринятой в современной опере seria любовно-лирической интриги, трафаретных любовных перипетий. Библейские сюжеты не допускали в толковании фривольности, развлекательности и искажений, а всем известные с детства легенды позволяли приблизить содержание ораторий к пониманию широкой публикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Общественное движение и политическое течение в России во второй половине XIXвека.(Революционные демократы, народники, либералы, консерваторы).
В пореформенный период окончательно сформировались три направления: консервативное, либеральное, радикальное. Коесерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. Их усилия были направлены на укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами были Победоносцев, То ...

На пути к власти. Под руководством доктора Сунь Ятсена
После начала антимонархической революции 1911 года в Китае Цзян Чжунчжэн возвратился из Японии на родину, где активно участвовал в революционных событиях, после которых Сунь Ятсен сначала стал временным президентом Китайской Республики, но вскоре был вынужден уйти с этого поста. И тогда неудачи революции вынудили Сунь Ятсена и многих ег ...

Рас­ши­ре­ние вла­сти Гит­ле­ра в Гер­ма­нии.
Прей­дя к вла­сти 30 ян­ва­ря 1933г. А. Гит­лер на­чал стро­ить свое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое бы­ло про­пи­та­но и про­ник­ну­то на­ци­ст­ской идео­ло­ги­ей. Идео­ло­гия бы­ла тем це­мен­том, ко­то­рый скре­пил и НСДАП, и во­об­ще всех сто­рон­ни­ков Гит­ле­ра. Сущ­ность фа­ши­ст­ской идео­ло­гии за­клю­че­на в ги­пер­тро­фи­ро­ван­н ...