Вооруженные силы, военная мощь
Страница 1

История » Финансы и армия Османской империи » Вооруженные силы, военная мощь

Армия

На протяжении всей своей истории она была одним из главных элементов османского могущества. Можно выделить три основных этапа ее эволюции.

— С XIV по XVI в. это могущественная армия. Султаны создали армию, полностью связанную с личностью монарха, опирающегося на местных беев, достаточно могущественных, но исполнявших всего лишь роль «приграничных сеньоров» (удж бей-лери), которым вменялось вести «священную войну» на подступах к империи. Широкое использование артиллерии на полях сражений, боеспособность пехоты, в особенности янычар, разумное использование кавалерии — все эти факторы и обеспечивают превосходство Османской империи над ее противниками.

В XVII в. армия находится в состоянии кризиса. Больше нет завоеваний, значит, нет добычи и меньше доходов, а между тем надо содержать все более многочисленные войска (48 000 человек в 1595 г., 85 000 —в 1652 г.). Некоторые воинские подразделения, особенно янычары, не смогли приспособиться к техническому и тактическому прогрессу вооруженных сил европейского противника, в то время как сами растеряли былую доблесть. Они превратились в неэффективную и высокомерную милицию, в ревнивых защитников своей правовой и фискальной неприкосновенности. Чтобы противостоять следующей одной за другой опасности, правительство вынуждено демобилизовать военные и полувоенные (народное ополчение) отряды и ве-робовать наемников, которых нужно не только содержать, но и контролировать. Находящиеся в несравнимо худших условиях, чем былые правительственные войска, увольняемые без содержания, как только миновала опасность, эти новые войска склонны к мятежам и являют собой массу, которой могут манипулировать изгнанные военачальники и авантюристы всех мастей.

В XVIII в. вопрос реформы армии, ее модернизации и оснащения, вооружения, а также вопрос о командовании вооруженными силами, становится для империи ключевым. Султаны начинают звать западных инструкторов, таких как граф де Бонне-валь в 1731 г. или барон Тотт в 1773 г. Но каждое действие в этом направлении очень рискованно, поскольку старые войска Порты чувствуют опасность и ожесточенно сопротивляются. Остается один выход: уничтожить их. В июне 1826 г. последний мятеж подавлен, янычары арестованы, казнены, их корпус официально упразднен.

До ликвидации корпуса янычар в 1826 г. Османская империя располагает в основном двумя типами войск:«рабы Порты» (капыкулары); провинциальные войска.

«Рабы Порты» (Капы кулары)

Эта основная часть османской армии представляла собой постоянные отряды милиции, набиравшиеся в рамках девширме и получавшие жалованье из государственной казны. Войска в подавляющем большинстве расквартированы в столице, поблизости от султанского дворца. Они славятся дисциплиной (вначале военнослужащие не могли даже вступать в брак), абсолютной преданностью и боевым духом.

а) Корпус янычар, йепичери.

Он представлял самую большую часть «рабов Порты» и состоял из трех подразделений (йайа, дже-маат, секбап), разделенных на 135 рот, называемых орта. Корпусом командовал могущественный ага янычар, подчиняющийся непосредственно султану. Его окружают многочисленные офицеры, составляющие его диван.

При Мехмеде II янычар примерно 6000, при Су-леймане Великолепном — 12 000, в конце XVI в. — 35 000. До XVII в. они представляют собой самую большую боевую силу империи. Когда янычары не участвуют в походах, они должны охранять безопасность стратегических объектов империи. Некоторая их часть по очереди служит в провинциальных крепостях. В Стамбуле, во время заседаний Дивана, они стоят в карауле, а также служат, кроме отведенных молитвам ночи и вечера пятницы, городскими пожарными и полицейскими.

б)Артиллерийский корпус.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отражение кризисной ситуации в традиционном сознании
Концепция "грядущих бедствий" была важнейшим идеологическим орудием ихэтуаней в мобилизации масс на сопротивление иностранной агрессии. Каковы же ее идеологические истоки? Итак, можно констатировать безусловную связь между стихийными бедствиями и активизацией антииностранных настроений и действий. Объясняется это тем, что опр ...

Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие страны.
Общепринятой датой принятия христианства на Руси стал 988г. Однако новая религия утвердились не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Язычество было настолько распро ...

Литературная полемика по вопросу о церковных имуществах.
Развитие монастырского землевладения не только подкапывало источник государственных средств для содержания военных сил, но, в конце концов стало разрушать и само иноческое житие. Монастыри из убежищ людей, искавших спасения души, стали превращаться в убежища праздной и сытой жизни. Монахи вместо богомыслия стали погрязать в мирской сует ...