Вооруженные силы, военная мощь
Страница 3

История » Финансы и армия Османской империи » Вооруженные силы, военная мощь

б)Легкая кавалерия (акииджи).

Речь идет о легкой на подъем и стремительной в атаке иррегулярной кавалерии, призванной совершать короткие опустошительные набеги на территорию противника с тем, чтобы подготовить более глубокое проникновение. Из поколения в поколение они грабят и убивают, захватывают скот и рабов и живут за счет своей добычи (некоторая часть из них, впрочем, имеет земельные наделы).

в)вспомогательные корпуса.

В крепостях они образуют различные ремесленные объединения и обеспечивают нужды армии: кузнечные цеха, мастерские по изготовлению доспехов, луков, стрел, щитов, копий. К тому же военные походы и армейские операции вызывают необходимость рытья окопов, строительства насыпей, все это с применением гужевого транспорта и т.д.; такие работы иногда поручаются различным вспомогательным корпусам.

Янычары

Сердцевину армии, представляет прослойка «рабов султана», важнейшей составной частью которой являются янычары. Они служат своему повелителю на полях сражений. Они воспитаны в духе подчинения и абсолютной дисциплины. Нарушение порядка карается палочными ударами, разжалованием и переводом в провинциальные крепости, в исключительных случаях — смертной казнью. Изначально янычары не имеют права жениться.

Религиозный фанатизм янычар поддерживался войсковым имамом и дервишами бекташи, мистическим орденом, тесно связанным с янычарами. Перед боем солдаты читают молитву гюлъбапк, в которой взывают к Аллаху и к своему духовному отцу Хаджи Бекташ Вели.

Янычары символически организованы вокруг кухни. «Священный котел» (казап-игиериф) служит их эмблемой, головной убор украшен ложкой, высшие офицеры называются чорбаджи, буквально «тот, кто раздает суп» (чорбу). Нижний чин назывался «ашчи-суповар». В каждом полку свой собственный котел, а «главный повар» — самый влиятельный из унтер-офицеров. Вокруг «священного котла» проходят собрания и принимаются важные решения; опрокидывание котла означает бунт, тогда как принятие пищи от кого-либо свидетельствует о подчинении.

Амуниция

Превосходство постоянно совершенствовавших себя османских воинов проявляется в их умении владеть традиционными видами оружия: луком, кривой саблей {ятаган или кылыч), кинжалом, копьем или секирой. В начале XVI в. они берут на вооружение аркебузу, затем мушкет и ружье. На голове они иногда носят конусовидный шлем с прорезями для глаз, рта, слуха и с защитой для затылка. В основном шлемы из стали, но известны и из позолоченной меди. Щиты сделаны из ивовых ветвей, концентрично расположенных вокруг деревянной середины.

В центре щита находится металлическая бляха (умбо), иногда богато украшенная.

Денежное довольствие и питание

Каждые три месяца перед корпусным диваном янычарам торжественно выплачивается жалованье. На собрании каждый командир получает в кожаном мешке (кисе) соответствующую его подразделению сумму, а затем председательствует при раздаче денег. Янычарам платили от 2 до 8 аспр в день, командир корпуса янычар (ага) получал 400 аспр. Каждый, кроме того, ежегодно получает две штуки салоникского сукна для одежды. Старые янычары получают пенсию от султана и регулярно — подарки.

В период войн солдаты ведут аскетический образ жизни. Немного хлеба (или лепешки, пексимет), иногда баранина с рисом (плов, пилав), но чаще всего вяленая говядина, лук и другие подобные продукты составляют, вместе с водой, основу их питания. Такая умеренность делает османского солдата, и на это указывают западные источники, менее подверженным болезням и более выносливым, чем его христианский противник. Достоверно и то, что турецкий солдат, по крайней мере описанный европейцами в XVI в., не знал алкоголя.

Стратегия

Страницы: 1 2 3 4 5

Глава 7
Составьте рассказ француза о «чудесах Голландии», побывавшего в этой стране в середине XVI в. «Много слышал я о «голландском чуде» и вот довелось мне побывать в этой части света. И действительно можно назвать чудом то, что на такой скудной земле, уходящей часто под воду морскую и залежами небогатой, процветает такое государство. Особен ...

Этнокультурные традиции. Хозяйственные занятия
Традиционный образ жизни, веками сохранявшийся армянским народом, сложился на основе комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства, в условиях вертикальной зональности и умеренно континентального климата. В долинах и низменностях преобладало земледелие, в первую очередь хлебопашество, а в высокогорной зоне - скотоводство. Воздел ...

И.В.Киреевский: критика западного рационализма .
Иван Киреевский выдающийся представитель славянофильства. Путь Киреевского к Православию напоминает путь Пушкина. Отец Киреевского, как и отец Пушкина, был близок к масонам Екатерининской эпохи. Крестным отцом его был никто иной, как виднейший масон И. В. Лопухин. В юности Киреевский был деятельным членом кружка любомудров, а один из лю ...