Вооруженные силы, военная мощьСтраница 5
Флот
С XVI в. султан обладал мощным военно-морским флотом на Средиземном море. Этому способствовали два обстоятельства: с одной стороны, на территории империи есть все необходимые ресурсы для сооружения такого флота; с другой стороны, власть обращается к незаменимому опыту и навыкам моряков, а также умело использует силы обращенных в ислам корсаров. Среди самых прославленных корсаров XVI в. — знаменитый Барбаросса (Хайред-дин паша), Тургут Рейс (Драгут-паша), Килич Али-паша и Улудж Хасан-Паша.
Османский флот включает в себя в основном галеры (кадырга), на каждой из которых служит 150 гребцов, фрегаты (фирката), галиоты (калите) и кайики (общее название, данное гребным лодкам).
В качестве каторжан-гребцов используются взятые в плен, но больше уголовные преступники, лица, виновные в самых различных правонарушениях, и реайя, рекрутированные в провинциях в качестве воинской повинности. Для перевозки вещей и лошадей использовали грузовые челны (кайики больших размеров).
Начиная с 1682 г. парусные суда постепенно заменяют весельные галеры. Среди них: галион (кали-оп), с 3 мачтами и 2—3 палубами, корвет (курвет), фрегат (фиркатейи) и бриг. В крупных экспедициях участвует от 100 до 150 судов. Наконец, в 80-е годы XVIII в. появляются шлюпки-канонерки (шалюпа), которые позволяют подниматься по рекам — Нил, Дунай и Евфрат — и в случае необходимости подавлять местное сопротивление.
Главный арсенал, Касимпаша, построенный Мех-медом Завоевателем, находится в Стамбуле. Он служит также резиденцией капудап-паши, полного адмирала флота, командующего османским военно-морским флотом. Со времен весельных судов в его заместителях — командующий подразделениями, рейс, и командующие эскадрами, капудапы; с появлением парусных судов для командного состава османского флота, по-прежнему под властью капудаипаши, введены три адмиральских чина: капудаи (адмирал), патпроиа(вице-адмирал) и рийяли(контр-адмирал).
Вне столицы империя располагает более скромными арсеналами: Гелиболу (Галлиполи), где, кстати, строятся галеры; Суэц, где строили суда для плавания в Красном море; Рущук, центр дунайской флотилии; Биреджик — верфь малых судов для навигации по Евфрату. Есть также судоремонтные мастерские в Синсше на Черном море, в Измите (Никомедия) на Мраморном море и в Инебахти (Лепанто, Наупакт) в Греции.
Главная слабость османского флота заключается в отсутствии специализированных военно-морских соединений. Часто приходится обращаться к иностранным военным за опытом и знаниями по морскому делу.
Коллективизация сельского хозяйства. Отход от ленинских принципов
кооперирования.
К середине 20-х годов объективный ход социально-экономического развития, прежде всего индустриализация страны, остро поставил проблему подъема сельскохозяйственного производства и его реорганизации. Неэквивалентный обмен между деревней и городом в пользу последнего лимитировал рост товарности крестьянских хозяйств, что вело к сокращению ...
Гражданская война 1918-1920 гг. в России и военная интервенция. Основные
события. Причины победы большевиков в гражданской войне. "Военный
коммунизм" 1918-1920 гг., его последствия
Большевики вызвали всеобщее недовольство: у буржуазии отбирали предприятия и деньги, у дворян землю, у крестьян — излишки хлеба. Начался голод. Большевики начали политику военного коммунизма (продразвёрстка, всеобщая трудовая повинность, почти полная ликвидация торговли и др.). За белых выступали почти всё дворянство и буржуазия, часть ...
СССР в начальный период Вов.
22 июня1941г. гитлеровская Германия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Началась Вов. На протяжение первого периода Красная Армия понесла огромные потери. 23 июня была создана Ставка Главного Командования во главе с наркомом обороны маршалом Тимощенко. С 10 июля председателем Ставки был назначен Сталин. 30 июня был органи ...
