Экономическое и политическое положение Японии в первой половине Х1Х в. Кризис
сёгунатаСтраница 2
Пытаясь сохранить и укрепить свою власть и, одновременно, заручиться поддержкой самурайства, правительство сёгуна пыталось провести целую серию реформ, известных как реформы годов Тэмпо (1830 – 1843 гг.). Реформы были направлены на укрепление экономических позиций самурайства и поднятию его престижа. Реформы запрещали роскошь, богатое украшение домов, торжественные праздничные шествия, курение табака и многое другое. Все эти явления рассматривались режимом как разрушающие нравы и «скромный» образ жизни.
Но наибольший эффект должно было дать серьезное ограничение деятельности торгово-ростовщического капитала – указ о роспуске в декабре 1841 г. монопольных гильдий. Однако за длительное время существования приобрели такую экономическую мощь и влияние, что сёгунат оказался не в состоянии радикально изменить ситуацию. Указ о роспуске гильдий, означавший свободу торговли, не только не привел к снижению монопольно вздутых цен, но и вызвал совершенно неуправляемое состояние рынка. Указы о запрещении торговых корпораций и оптовой торговли, а также попытка ликвидировать проценты на долги самурайства у торговцев рисом вызвали такой взрыв недовольства со стороны торговцев и ростовщиков и саботаж реформ, что правительство было вынуждено уйти в отставку и в 1851 г. отменить закон о гильдиях.
Немаловажное значение в деятельности оппозиционных сёгунату сил имело «идеологическое» обоснование их выступлений. Оно заключалось в попытках доказать юридическую несостоятельность и «незаконность» правления сёгуна. Главным идея сводилась к тому, что сёгун незаконно узурпировал власть и отнял ее у законного правителя страны – императора. Эта идея впервые прозвучала еще в середине ХУП в., когда группа образованных самураев, экономически и политически притесняемых домом Токугава, объединилась с целью доказать при помощи исторических аргументов неправомерность тогугавского режима. Они собирали и публиковали огромные собрания древних мифов и легенд, исторических хроник и литературных памятников. Все это должно было документально подтвердить древность и непрерывность существования императорской династии и подлинность ее прав.
Вторым направлением, характерным для публикаций этого цикла было выделение и подчеркивание ценности всего японского, сугубо национального в противовес всему иноземному, и прежде всего китайской школе, которая доминировала в политике, общественной жизни и культуре. Это было также прямым выпадом против сёгуната, т.к. официальной идеологией токугавских властей было китайское конфуцианство. Публикации древних документов, обрядовых песен и молитв – все это имело антикитайскую направленность. Учение этой школы стремилось показать значительность и весомость собственного национального наследия, глубину японской традиционной культуры. В итоге признание «истинности японского пути» в противовес китайскому и почитание императора в противовес узурпаторской власти сёгуната стало стержнем дворянско-буржуазной идеологии в первой половине Х1Х в.
В атмосферу социального кризиса дополнительный горючий материал внесла усилившаяся борьба в феодальном лагере. Могущественные князья юго-западных княжеств, значительно удаленные от Эдо, обладали экономической и военной самостоятельностью. Знаменем антитокугавской оппозиции стал император и его окружение. Выдвинув задачу восстановления «законной императорской власти, князья выступали, таким образом, против «узурпатора-сегуна».
Отход значительной части феодалов от поддержки токугавскаого режима, определился также неудачами во внутренней политике сёгуната, опиравшегося на систему регламентаций, и фактически крушением политики самоизоляции. «Закрытие» страны консервировало наиболее застойные формы феодальных отношений и приводило к отставанию Японии от европейских стран.
В условиях внутреннего кризиса всей феодальной системы токугавского сёгуната участились попытки европейских и американских военных кораблей к японским берегам /там же, с. 148-152/.
Единство духовной и светской власти
В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Никон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической мерою: он сразу наложил на всех проклятие. Если бы это проклятие было наложено только на некоторых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора на всех, только ожесточило и ...
Борьба за власть в партии
Родившийся в семье таможенного чиновника в1889 году, Адольф Гитлер в начальный период своей жизни никак не проявлял себя в качестве фигуры, способной заставить содрогнуться весь мир. Скорее он выглядел как самая заурядная непосредственность.1 Как отмечает Э. Фром, и с этим можно соглас ...
Лжедмитрий I. Правление В. Шуйского. Лжедмитрий II. “Семибоярщина”. Лжедмитрий I
Ещё в 1602 г. стали приходить известия о появлении в польских пределах якобы спасшегося от убийц царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Это был беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, до монашества служивший у бояр Романовых.
Монах - расстрига нашел себе влиятельных покровителей среди польской знати. Первым из них ...
