Культура, образование и наука в конце XIX – начале XX вв. «Серебряный век».

История » Отечественная история » Культура, образование и наука в конце XIX – начале XX вв. «Серебряный век».

Наука

. Россия рубежа XIX – XX вв.внесла весомый вклад в мировой НТП, который был назван «революцией в естествознании». Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физике, математике, биологии, химии… Физик Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присуще волновым процессам различной природы, сделал иные открытия в области физики воли. Он создал первую в России физическую школу. Выдающийся русский ученый Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, послужившими основной для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Русский физиолог Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения, В 1908 г. Нобелевскую премию получил Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроение сделал Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института. В 1903 г. Циолковский опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.

Литература.

Начинателями направления в искусстве стали поэты символисты. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по их мнению, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Символисты объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэт наделен способностью приобщения к запредельному миру посредством художественных символов. Оппонентами символистов выступали акмеисты. Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной земной жизни, призвали возвратить словами их изначальный, традиционный смысл, освободив от символических толкований. Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Поэзия футуристов отмечались повышенным вниманием не к содержанию, а к форме стихосложения, к поэтической конструкции. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками.

Живопись.

Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». «Мирискусники » провозгласили своей задачей восстановить связь живописи в целом, которая была ослаблена у художников предшествующих поколений. За длительный период в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие русские художники: Бенуа, Бакст, Лансере, Рерих, Сомов. В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие Арапов, Крымов, Кузнецов, Сапунов…Всего 16 художников. В 1910 г. – «Бубновый балет» - Фальк, Лентунов, Кончаловский, Машков. Натюрморт был его жанр.

Музыка, балет, театр, кинематограф.

Русская вокальная школа была представлена

именами выдающихся певцов – Шаляпин, Нежданова, Собинова, Ершова. К началу XXв. Русский балет занял ведущие позиции в мировом балетном искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIXв., не ставшие классикой мировой хареографии сценические постановки выдающегося балетмейстера Петина. Примечательной чертой культуры «Серебряного века» стали поиски нового театра. Они были связаны с именами известных режиссеров – Станиславского(основатель психологической актерской школы, считал, что будущее театра – в углубленном психологическом реализме), Вахтангова. С 1903г. в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы», а к 1904г. было построено около 4 тыс. кинотеатров. В 1908г.была снята картина «Стенька Разин и княжна», а в 1914г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя».

Формирование личности будущего просветителя. Начало пути
Отец Суворина, Сергей Дмитриевич, происходил из крестьян-однодворцев села Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии. Только попав в солдаты, он двадцати лет от роду выучился основам грамоты. Зато успехами по службе имел все основания гордиться. В сорок восемь лет он вышел в отставку в чине капитана, дававший в те годы дворянство. Н ...

Глава 3
Назовите основные черты индустриальной цивилизации. Можно ли считать Европу в 40 — 50-е гг. XV в. индустриальным регионом? Аргументируйте свой ответ -человек ориентирован на познание и покорение природы (это начнется в 16 веке с легкой руки Коперника, Галилея и Бэкона) -появление экспериментальной науки (основы научного метода заложил ...

Глава 9
Историк Эспадо Бургос определяет одну из исторических эпох Испании и Европы как разновидность революции «сверху» — авторитарной и патерналистской (по принципу «все для народа, но без народа»). О каком периоде истории нового времени идет речь? Справедливо ли утверждение испанского историка? Докажите свою точку зрения На мой взгляд, Эспа ...