Дальнейшая радикализация революции
Страница 2

История » Кубинская революция » Дальнейшая радикализация революции

Революционные преобразования продолжались. В 1961 г. «Движение 26 июля», Народно-социалистическая партия и «Революционный директорат 13 марта» слились в одну организацию под названием «Объединенные революционные организации» (ОРО), официальной идеологией которой был признан марксизм-ленинизм. Национальное руководство ОРО возглавил Фидель Кастро. В руководство ОРО вошли от НСП Блас Рока – бессменный генеральный секретарь кубинских коммунистов с 1934 г.– и Карлос Рафаэль Родригес, от «Директората» – его лидер Фауре Чомон, в I960–1962 гг. первый посол Кубы в СССР, и другие деятели трех организаций. Участники «Движения 26 июля» по численности намного преобладали в новом объединении. В мае 1963 г. ОРО были преобразованы в Единую партию Кубинской социалистической революции. В октябре 1965 г. она была переименована в Коммунистическую партию Кубы (КПК).

Первым секретарем ЦК КПК стал Фидель Кастро.

Таким образом, единство левых революционных сил на Кубе оформилось в итоге в виде единой коммунистической партии. Отныне это была единственная партия в стране, обладавшая монополией на власть. Других партий уже не существовало. Это обеспечило сплочение революционных сил и прочные позиции революционного режима, облегчило осуществление преобразований. Но оборотной стороной партийного монополизма были рост

авторитарно-бюрократических тенденций в партии и в стране, сращивание партийного и государственного аппаратов. К тому же в партии долгое время не было официально принятых программы и уставных норм, регулярно избираемых партийных органов, не проводились съезды партии.

На Кубе в 60-е годы сложился особый режим революционной диктатуры. Ее составными звеньями были Революционное правительство во главе с Ф. Кастро, сконцентрировавшее в своих руках законодательные и исполнительные функции и опиравшееся на назначавшуюся

им государственную администрацию, Революционные вооруженные силы, партию, комитеты защиты революции, профсоюзы, молодежные, женские и другие массовые организации. Специфическим явлением стали «Народные ассамблеи» – миллионные митинги, созывавшиеся в Гаване для провозглашения от имени народа важнейших решений.

В этой системе присутствовали черты «прямого народовластия», революционной диктатуры вооруженного народа, трудящихся. Но длительное ее существование, без конституционного оформления выборных органов власти и правопорядка, при практически произвольных полномочиях партийно-государственного руководства, вело к усилению централизаторски-директивных начал, бюрократизации аппарата, к превращению системы массовых организаций из рычагов самоуправления трудящихся в бюрократизированные вертикальные структуры контроля над ними сверху, характерные для тоталитарного режима.

Большие заслуги перед революцией Фиделя Кастро, его овеянное романтическим ореолом революционное прошлое, ораторский талант, умение влиять на людей, владеть митинговыми страстями, организаторские способности послужили фундаментом для утверждения властного авторитета вождя революции, партии и государства, лидера, сконцентрировавшего в своих руках практически ничем не ограниченные бессрочные полномочия. Благодаря его авторитету крепло единство революционных- сил, устанавливались взаимоотношения «вождь – массы», характерные для латиноамериканских популистских движений с каудильистскими чертами, с харизматической личностью во главе, в данном случае левого, революционного содержания. Это придавало режиму персоналистские черты. Первым заместителем Ф. Кастро в партии и правительстве и министром вооруженных сил бессменно был его брат Рауль Кастро.

В деревне специфика кубинского сельского хозяйства обусловила создание на месте прежних плантаций крупных товарных государственных хозяйств – «народных имений». То же произошло и с крупными экстенсивными животноводческими поместьями. Крестьяне же и арендаторы, получившие остальную землю в частную собственность, объединяться в коллективные хозяйства не изъявляли желания, да и материальных предпосылок к этому было мало. К 1968 г. на Кубе существовало лишь 158 мелких производственных сельскохозяйственных кооперативов с 1,9 тыс. членов. Была найдена иная форма приобщения 200 тыс. крестьян-единоличников к участию в едином народно-хозяйственном комплексе. 17 мая 1961 г. они были объединены в Национальную ассоциацию мелких землевладельцев (АНАП), через которую вовлекались в общенациональные планы развития народного хозяйства, в производственные связи с государством, в снабженческо-сбытовую кооперацию. В октябре 1963 г. была осуществлена вторая аграрная реформа. Максимальный размер частных хозяйств был сокращен с 400 до 67 га. И на этот раз основная экспроприированная земля перешла к госсектору, сосредоточившему теперь в своих руках почти 60% всех угодий.

В декабре 1962 г. и в марте 1968 г. в два этапа были национализированы все мелкие и индивидуальные предприятия кустарной промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. Это отрицательно сказалось на снабжении и обслуживании населения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Начало феодальной раздробленности на Руси
Обособление русских княжеств, начавшееся во второй половине XI в., завершилось после смерти Мстислава Владимировича. Со второй трети ХII в. Русь вступила в стадию феодальной раздробленности. Ее кульминация пришлась на ХII—ХIII вв. В ХIV столетии с усилением Московского княжества политическая децентрализация Руси постепенно слабеет и ко ...

Денежное жалование и поместья.
Все служилые люди получали денежное жалование. По свидетельствам Флетчера и Маржерета, бояре получали жалование от 500 до 1200 рублей, окольничие от 200 до 400 руб., московские дворяне до 100 рублей, дети боярские от 4 до 30 рублей; стрельцы рублей по 7 и по 12 четвертей ржи и овса. Но не всем и не каждый год выдавалось денежное жалован ...

Восстание ихэтуаней. Начало восстания ихэтуаней
Державы вели идеологическую обработку китайского народа, выражавшуюся в пропаганде христианского учения, проповедуемого иностранными миссионерами (католики и протестанты). К 90-м годам в Китае не оставалось почти ни одной провинции, где бы не обосновались иностранные служители культа. К 1900 г. лишь протестантских миссионеров насчитывал ...