Идеология Гитлера – идеология нацизма
Страница 1

История » Правление Гитлера » Идеология Гитлера – идеология нацизма

Государство Гитлера после 1933 года было идеологическим. Идеология была тем цементом, который скреплял и НСДАП, нацистскую партию, и вообще всех сторонников Гитлера – сперва их были тысячи, потом миллионы. Надо признать, что это была могучая идеология, и при этом в основе своей простая. Если на время отбросить многочисленные псевдофилософские "украшения" этой идеологии, то Гитлер предложил немцам, страдавшим от тысячи бед после проигранной войны, одного универсального испытанного виновника, врага в сатанинском обличье – еврея. Все, что не нравилось Гитлеру и другим, приобретало эпитет "еврейский". "Еврейский коммунизм", "еврейская плутократия", "еврейский капитал", "еврейские политики", "еврейские эксплуататоры", "еврейская демократия", "еврейская печать", "еврейское искусство". Ну, а, допустим, если коммунистом был немец? А политиком, вызвавшем ненависть Гитлера, -- американец? Как поступить в этом случае? Проще простого. Гитлер говорил, что за спиной коммуниста-немца стоят евреи. А, скажем, неугодный ему Рузвельт – не американец вовсе, а тайный еврей. Его истинная фамилия не Рузвельт, а Розенфельд. Не Гитлер "изобрел" антисемитизм. Не Гитлер насадил его в Германии. И он был далеко не последний, кто пользовался им в своих целях. "Заслуга" Гитлера заключалась в том, что он превратил "бытовой" антисемитизм, имевший глубокие корни еще со времен средневековья, в идеологическую и политическую категорию. А потом в государственную доктрину. Вот до этого еще никто не додумался. В 1902 году в Германии евреев было 1,15% всего населения. Неужели 1,15% могут уж так напакостить многомиллионному народу? Простой человек будет взывать в логике, разуму. А Гитлер взывал не к разуму, даже не к чувствам народа, а к его атавистическим инстинктам.

Нацистская идеология была чисто конъюнктурной, она менялась в зависимости от тех задач, которые ставили себе гитлеровцы. В 20-х годах тематика нацистской пропаганды затрагивала чувствительные струны армейских кругов. Ее тезисы: ликвидация парламентарной системы, концентрация власти в руках мощного государства, управляемого всевластным вождем, периодически проводящем опросы общественного мнения путем референдумов. Конституция не нужна, поскольку она ставит рамки, мешающие развитию. Государство не будет терпеть противников режима, которые всегда играют на руку врагу. Оно должно раздавить их. Никакой оппозиционной прессы, никаких оппозиционных партий, подрывающих основы власти; все должно быть подчинено "государственным интересам". Вся хитрость заключалась при этом в отождествлении правящей партии с родиной и государством. Для защиты родины (то есть партии) все средства хороши. Отдельная человеческая личность со своими интересами в расчет не принимается, поскольку она существует лишь как часть коллектива, для которого она должна жертвовать всем. Отсюда возникает необходимость в непререкаемой дисциплине, в тотальном подчинении воле руководителя, и" естественно, следует не спускать глаз с интеллигенции и беспощадно уничтожать тех, кто становится "опасным для страны", иначе говоря, противостоит режиму. Эти основные принципы дополнялись набором расистских аргументов: ценность чистоты крови – крови нордической расы, превосходство германской расы, "расы господ", которая призвана заставить "недочеловеков" из низших, выродившихся рас жить по предложенным ею законам; проповедовалась вредоносность понятий жалости, человеколюбия, которые не укладываются в "нормальный порядок вещей". Гитлер писал по этому поводу: "Со спокойной совестью мы можем встать на грань бесчеловечности, если мы при этом обеспечим счастье немецкого народа".

Нацистская идеология сперва была сформулирована Гитлером в "Майн кампф", а потом в значительно расширенном и систематизированном виде Розенбергом, главным идеологом НСДАП, в "Мифе ХХ века". В первую очередь, я остановлюсь на "Майн кампф" Гитлера. Книга была написана в период пребывания Гитлера в тюремной крепости Ландсберг-на-Лехе, осужденного за государственную измену после провала "пивного путча". Комфортабельное пребывание Гитлера в крепости не имело ничего общего с тем, что обычно подразумевают под тюремным заключением. В качестве "камеры" ему предоставили со вкусом обставленные и устланные коврами апартаменты, где он поочередно принимал "для доклада" своих подручных. Крепость превратилась для Гитлера в подобие клуба, в место инструктажа своих сообщников. Там регулярно устраивались "товарищеские вечера", на которых нацистский главарь в присутствии молчаливых надзирателей распространялся, как, став главой правительства, он истребит всех "ноябрьских преступников" и евреев. Со своими приближенными он обсуждал тактические вопросы восстановления запрещенной партии и отрядов своих громил, развертывания нацистской пропаганды, применения новых методов запугивания и насилия. Обсуждая свои будущие действия, содержавшиеся в роскошных условиях ландсбергские "узники" пришли к мысли, что нацистское движение нуждается в некоем программном опусе, который должен послужить своеобразной библией германского фашизма. В соответствии с доктриной всемогущего фюрера автором ее мог быть только сам Гитлер. Он и продиктовал большинство разделов книги, которая получила саморекламное название "Майн кампф" ("Моя борьба"). Так возникло это пропитанное фанатичной одержимостью, расистской и шовинистской псевдонаучностью и духом реакционного мессианства "творение", подобное бесконечно повторявшимся гитлеровским речам. В расплывчатой компоновке "Майн кампф" взаимосвязаны три комплекса вопросов. Во-первых, это жизнеописание Гитлера, которое подано как восхождение ощущающего себя мессией простого человека к осознанию каких-то "вечных ценностей". Во-вторых, это распространявшийся фашистами в качестве нового "мировоззрения" конгломерат бредовых идей о движущих силах истории и их проявлениях в прошлом, настоящем и будущем германского народа. И, в-третьих, это изложение пропагандистской стратегии НСДАП. В качестве главного принципа права и морали в "Майн кампф" провозглашалось: "Чья сила, тот и властелин". Но кому же быть сильнейшим и властвовать – это кучка незадачливых путчистов, сидевших в тюрьме, решала сама. Их повторявшиеся в бесчисленных вариантах высказывания, лишенные какой бы то ни было доказательности и логики, но зато нагло претендовавшие на непогрешимость, увенчивались утверждением: есть лишь одна избранная раса – светлокожая "арийская", внутри нее первое место занимают немцы; однако большинство и этого народа, как и всех других, "глупо и трусливо". А посему воплощением "расы господ" служит только элитное меньшинство "осознавших свое расовое превосходство немцев" во главе с фюрером. Задача этих "господ" -- вновь продолжить с превосходящей все былое жестокостью завоевательную политику прежних германских властителей и привести немецкий народ к "возрождению его могущества" и главенству над другими народами. На основании псевдоисторических ретроспекций детально разъяснялось, каким образом фашисты, придя к власти, намерены осуществить на практике эти враждебные человечеству принципы. Зачинщиков любого сопротивления "власти господ" и политики войны, в первую очередь марксистов, следует уничтожить "до последнего". Народ захваченных стран надлежит (поскольку это в интересах германской элиты) либо безжалостно истребить, либо насильно поработить. Свой собственный народ нацисты хотели полностью отстранить от руководства политической, общественной и хозяйственной жизнью, то есть лишить всяких прав. Его культурный уровень они намеривались низвести до крайнего предела, женщин превратить в машины для деторождения и производства солдат.

Страницы: 1 2

Социально-экономические и политические причины смуты. Борьба за власть после смерти Ивана Грозного
Начальным фактом и ближайшей причиной смуты послужило прекращение царской династии. Совершилось это прекращение смертью трех сыновей Ивана Грозного: Ивана, Федора и Дмитрия. Старший из них, Иван, был уже взрослым и женатым, когда был убит отцом. Характером он вполне походил на отца, участвовал во всех его делах и потехах и, говорят, про ...

Значение реформ екатерины ii в области местного самоуправления
Екатерина II отзывалась о губерниях как о частях государства, «которые более всего исправления требуют» и всегда хотела заняться этим вопросом. Отношение Екатерины II к системе местного управления еще более ухудшилось после того, как местная администрация в процессе ведения Петербургом военных действий как против внешних врагов, так и п ...

Идеологи российского предпринимательства
Рассмотрим взгляды двух представителей дворянства, идеологов российского купечества и предпринимательства, выдающихся людей своего поколения - А. Н. Радищева и М. Д. Чулкова.[1] Михаил Дмитриевич Чулков (1743-1793гг.) был видным русским экономистом периода начала разложения крепостнической системы и возникновения капиталистического укл ...