Русь до принятия христианства
Страница 2

При князе Святославе Игоревиче, сыне Ольги, и князе Владимире Святославовиче, внуке Ольги, Древнерусское государство достигло особенной силы. Оно значительно расширило свои границы, укрепило аппарат власти и заняло видное положение в международных отношениях.

Политика Святослава стала продолжением политики Олега и Игоря. Но Святослав вел ее с еще большей настойчивостью и в более сложной обстановке. Размах походов Святослава был грандиозен: он ходил на Оку и Волгу, на вятичей, камских болгар, хазар, на Кавказ, в Дунайскую Болгарию и на Царьград. Деятельность Святослава была тесно связана с международными отношениями Европы и Азии. В это время Русь была одним из активных участников крупнейших политических событий, причем часто она действовала в союзе с другими государствами, заинтересованными в решении европейских и азиатских проблем. После падения Хазарии Русь остается единственным крупным «игроком» на каспийской, кавказкой и среднеазиатской сцене.

Однако к середине Х века резко осложняется ситуация в Болгарии. Мощное в военном отношении государство не только никак не желало подчиняться светской и церковной власти Византии, но еще и само проводило агрессивную политику по отношению к ней. Византия попыталась прикрыться «щитом» Святослава в надежде на то, что Русь и Болгария во взаимной войне ослабят друг друга. Однако первый же поход Святослава в Болгарию рассеял многие надежды Византии. Слабоконтролируемый Византией Святослав захватил выгодные торговые пути и вступил в союз с Болгарией. Тогда Византии пришлось прибегнуть к еще более неконтролируемой силе – печенегам.

После гибели Святослава в Древнерусском государстве с новой остротой встал вопрос о том, кому перейдет верховная великокняжеская власть. И вновь проявились попытки отделения от государства. Эти попытки возглавили Олег в древлянской земле и Владимир в Новгороде. В борьбе победил Владимир и в 980 году стал Великим князем Киевским. В целом он продолжил политику своих предшественников по расширению государства. Но при Владимире с особой остротой встал вопрос укрепления внутреннего единства государства. Это проявилось в том, что Владимиру удалось почти везде, кроме земли вятичей, заменить «светлых и великих князей» своими мужами и сыновьями. Иными словами, при князе Владимире Древнерусское государства начало эволюционировать из конфедерации полусамостоятельных покоренных земель в унитарное государство.

В состав Древнерусского государства входили земли, населенные народами, находившимися на разном уровне развития. Поэтому раннее Русское государство не могло быть монолитным. Кроме того, еще были сильны местные родовые обычаи и местная родовая знать, во многом центральная киевская власть воспринималась как власть одного более сильного племени в лице дружины и ее вождя – князя. «На смену власти коллектива пришла наследственная княжеская власть. Князья, опиравшиеся на свои военные формирования, приобрели такой вес и влияние в обществе, что превратились, по существу, в особую силу, стоящую над народными массами»[3]. Иными словами князь воспринимался как глава захватчиков – чужеземцев иноплеменников. Центральная власть киевского князя держалась на авторитете и силе самого киевского князя и после смерти князя незамедлительно вспыхивали сепаратиские тенденции, направленные на отделение от Киевского государства и обретение самостоятельности.

С другой стороны у местной родовой знати возникала заинтересованность в сильном князе покровителе, который мог обеспечить безопасность и регулярную поставку военной добычи, то есть гарантировать спокойную жизнь и планомерное обогащение. Эти силы наоборот стремились укрепить центральную власть киевского князя. Опираясь на свою военную силу и используя заинтересованность местной родовой знати в поддержке государственной власти, киевские князья производили обширные завоевания с целью установления контроля над выгодными торговыми путями и представляли Русь в международных отношениях. Географически Киевское государство распространилось от великих северных озер (Ладожского и Онежского) до Черного моря на юге, и от Карпатских гор на западе до Оки и даже Волги на востоке.

Доход киевского князя складывался из военной добычи, дани с покоренных земель, судебные штрафы, пошлины с торговых перевозок и внутренней дани со своих земель. В других землях население продолжало платить дань своей родовой знати, олицетворявшей и представлявшей в данной земле киевского князя. Дань собиралась в натуральном виде, реже – деньгами. Сбор дани производился или объездом подвластной территории самим князем (полюдье), как это видно из истории князя Игоря, а также описано у Константина Богрянородного, так и устройством специальных пунктов для сбора дани (погостов и становищ), на которые дань свозилась уже силами самого населения и принималась княжескими представителями.

Страницы: 1 2 3

Церковная реформа
Эпоха Петра, была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости Реформа церковного управления была направлена на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, кот ...

СССР на кануне второй мировой и Отечественной войны: внутренняя и внешняя политика.(1937 – 1941 гг.)
Внешняя политика . Вторая половина 30-х годов характеризуется обострением напряженности в мире созданием агрессивных блоков, падения престижа Лига наций. В 1936гю между Германией и Японией Был заключен «Антикоминтерновский пакт». В 1937г. к нему присоединились Италия, Испания. В конце сентября 1938г. Великобритания и Германия приняли де ...

Глава 34
Сравните представления о мире человека XV в. и начала XX в. Что изменилось? Почему? XV в. – эпоха Возрождения – эпоха, направленная на человека как центра культурного развития (антропоцентризм), центра мира. Если раньше систему ценностей человека строила церковь, а в центре ее был Бог, то постепенно с многочисленными конфликтами религи ...