Введение
Страница 1

Конец ХХ – начало XXI века ознаменовалось в истории России отходом от идеологии коммунизма и поиском новых ценностных приоритетов. Отход от идеологии коммунизма в сознании многих ныне живущих россиян связан с очень крупным историческим событием – разрушением СССР как советской империи и началом построения нового Российского государства, своими корнями уходящего в тысячелетнюю историю России.

Разрушение коммунистической системы ценностей поставило перед нынешним поколением проблему поиски новой системы ценностей, отвечающей запросам сегодняшнего дня и дающей перспективу на день завтрашний. И не случайно взор многих обратился к религии. Именно в религии многие видят залог успеха построения нового сильного Российского государства, способного стать преемником славной тысячелетней истории русского государства.

Почему же именно в религии часть нашего общества видит залог успешного государственного строительства?

По мнению Макса Вебера религия придает смысл социальному действию и тем самым вносит «рациональность» в объяснение мира и повседневную этику. Религия концентрирует смыслы, в своей основе не требующих дальнейшего объяснения и предложенных в качестве готовых истин. На этой основе переживание мира переходит в мироосознание, в котором фактам и событиям придается определенный смысл.

Религия, также, это особая форма выражения общественных сил, которые стоят выше человека и подчиняют его себе. В таком понимании она представляет из себя систему идей, при помощи которых человек представляет себе общество, членом которого он является и с которым связан темными, слабоосознанными, но интимными связями. Религия дает понимание социальной реальности в мифологической, образной форме и на своем языке, более понятном человеку, чем язык науки, пытается объяснить существо социальных отношений. В обществе религия выполняет ряд функций, главной из которых является создание и укрепление общественной солидарности. Посредством прежде всего культа религия конституирует общество как целое: подготовляет человека к социальной жизни, воспитывает в нем послушание (дисциплинарная функция), укрепляет социальное единство через понимание единоверцы – иноверцы (сплачивающая функция), воспитывает понимание святости (ценностная функция), поддерживает традиции (воспроизводящая и транслирующая функции), развивает чувство прекрасного (эстетическая функция) и учит уважительному отношению к единоверцам (этическая функция). «Неверно, – писал Дюркгейм, – что наука с одной стороны, и мораль и религия – с другой, представляют собой виды… антиномий, поскольку эти две формы человеческой активности в действительности происходят из одного и того же источника»[1]. Через почтение к Богу религия стремиться научить человека поучению обществу и гармоничной жизни в нем. Общество одевается в наряд религии, прибегает к ее авторитету, чтобы сделать свои требования значимыми для ее членов. Религия, таким образом, становится душой общества, его необходимым структурным элементом. Она абсолютизирует общественные требования через их сакрализацию.

Конечно, в такой функции религию вполне может заменить идеология, которая также, как и религия отчасти предлагает ответы на онтологически значимые вопросы в виде готовых истин. Но на сегодняшний день российское общество еще не готово выработать такую идеологию, которая смогла бы лечь в основу Российского мироосознания. Образовался как бы период безвременья, период «разорванности времен». Отказавшись от недавнего прошлого, многие обращаются к прошлому досоветского периода истории и в нем ищут основы своего мироосознания, миропонимания и мироощущения. Но прошлое России теснейшим образом связано с религией. Это видно с первых же дней существования Русского и Российского государства: попытка князя Владимира Святославовича создать пантеон славянских богов, христианизация Руси при Княгине Ольге и Князе Владимире Святославовиче, перенос митрополичий кафедры из Владимира в Москву при митрополите святителе Петре, венчание русских царей на царство, упразднение патриаршества в абсолютистском государстве Петра I – это только не многие факты из тысячелетней истории России. Без ложного преувеличения можно сказать что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.

Страницы: 1 2

Изменение положения крестьян в связи с развитием военно-служилого землевладения.
Развитие служилого землевладения сопровождалось огромными последствиями для крестьянской земледельческой массы. Прежде всего, оно ограничило и сократило поле самостоятельного приложения земледельческого труда. Раздача годных для земледельческой культуры земель сокращала возможность крестьянских заимок, практиковавшихся в древнее время в ...

Становление абсолютизма в эпоху Петра Великого
На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. При Петре I закончились консолидация и законодательное оформление феодалов в единое ...

Общественно – политическое движение в России в 30 – 50-гг. XIXв. Западники и славянофилы.
Неудачи в реформирование России Александром I, поражение декабристов обусловили нарастание консервативных настроений в обществе. В 30-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров выдвинул теорию «официальной народности», суть которой состояла в утверждении, что русский народ по своей природе религиозен, предан царю и не противится кр ...