Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия

История » История России с древних времен » Причины падения правительства А. Адашева. Опричнина и ее последствия. Становление самодержавия

В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с Избранной радой, и она прекратила свое существование. Причина падения правительства Адашева состояла в том, что между ним и царем возникли разногласия по вопросу о путях дальнейшей централизации страны. Избранная рада в течение десяти лет проводила реформы, темп осуществления которых перестал устраивать Ивана IV. Он хотел ускорить централизацию, ускоренная централизация требовала террора прежде всего потому, что еще не был сформирован аппарат государственной власти. В годы правления Избранной рады суд кормленщиков на местах был заменен управлением через выборных из местного населения. Но выполняющие свои управительские функции "на общественных началах" и фактически из-под палки губные и земские старосты - это еще не аппарат власти. Центральная власть была еще очень слаба, не имела своих агентов на местах. Замена реформистского пути террористическим не нашла поддержки у правительства и была им отвергнута. В результате всех этих разногласий правительственный кружок Сильвестра и Адашева был устранен от власти, а сами его деятели оказались в опале.

Иван IV, борясь с мятежами и изменами феодальной знати, видел в них главную причину неудач своей политики.он твёрдо стоял на самодержавной власти,которой препятствовала боярская оппозиция Иван IV расправился с остатками феодальной раздробленности.

В январе 1565 г. через и Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу село Коломенское.он выслал два послания,первое духовенству и боярской думе,сообщил об отказе от власти из-за измены бояр и просил выдать ему удел,который назвал опричненой,другое письмо послал народу,что не имеет претензий к нему. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. В опричнине сложилась система органов управления государством. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы. Опричнина по форме была возвращением к временам феодальной раздробленности. Однако она преследовала другую цель - уничтожить остатки феодального дробления в России. пытаясь уничтожить феодальную знать. Начались опричный террор, казни, ссылки. убит митрополит в Твери. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1579 г. Иван IV предпринял поход на Новгород, который хотел якобы отойти к Литве. По дороге разгрому подверглись Клин, Торжок, Тверь.расправляясь с оппозицией,Иван вызвал недовольствие и у верхушки опричников.в 1571 опричное войско не смогло отразить набег крымских татар,которые сожгли московский пасад,царь отменил опричнину.

Суворин – журналист и книгоиздатель
В истории отечественной общественной мысли имя Суворина ассоциируется с издаваемой им газетой “Новое время”. Газета была приобретена Сувориным и Лихачевым у К.В.Трубникова 12 (13) февраля, а уже 29 февраля в Касьянов день вышел первый номер. Издатели рассчитывали, что "Новое время" будет отличаться от всех других газет не тол ...

Стадия палеоантропов.
Палеоантропы — древние люди (неандертальцы, по лат. Homo sapiens neandertalensis) существовали в диапазоне от 300 до 30 тыс. л. С ними связана мустьерская археалогическая культура (100—35 тыс. л. назад). Названы по месту одной из первых находок в м. Неандерталь в Германии (1856 г.). Неандертальцы являются ветвью тупиковой, т. е. не имею ...

Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
Характерный признак Средневековой цивилизации Запада господство мировой религии, христианства. Идеология в ее религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы значение религии, церкви было столь велико. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, фил ...