Первая волна эмиграции

История » Русские беженцы в России » Первая волна эмиграции

После Октябрьского переворота 1917 г. русские бежали из России через порты, которые удерживались бывшими союзниками: на севере - через Мурманск и Архангельск, на востоке - через Владивосток, на юге - через Одессу и Батум. Не меньше участников Белого движения ушло из Сибири в Манчжурию. Поражение Белой армии в 1919-1920 гг. вызвало массовое бегство гражданского населения и эвакуацию остатков Белой армии из Крыма в Константинополь, исчисляемое в сотни тысяч человек.

Во время и после гражданской войны Российскую империю вынужденно покинули от полутора до двух миллионов человек. По другим данным после революции из России выехало 23 миллиона. Именно этот исход обычно называют первой волной эмиграции. Выехавшие в то время люди составили основу русской общины за рубежом. Последующие и предыдущие ее пополнения были несравнимы по численности. Несколько лет тянулось бегство русских через все внешние границы Советской России.

В это время эмиграция из России была направлена, прежде всего, в страны Западной Европы. Первое направление: государства Прибалтики Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, второе - Польша, то есть территории, исторически являвшиеся частью Российской империи. Третье направление: Турция, а из нее в Европу, на Балканы, в Чехословакию и Францию. Четвертый путь эмиграции российских политических беженцев связан с Китаем. Большая русская колония сформировалась в Маньчжурии, где еще до революции проживало до 200 тыс. русского населения, обслуживавшего строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги.

Отдельные группы россиян и их семьи оказались в США и Канаде, в странах Центральной и Южной Америки, да и практически где угодно. На Балканах сосредоточивались главным образом военные, в Чехословакии те, кто был связан с Комитет Учредительного собрания, во Франции кроме представителей аристократических семей - интеллигенция, в Соединенных Штатах предприимчивые люди, желавшие нажить капиталы в крупном бизнесе. Перевалочным пунктом туда для одних был Берлин (там ждали окончательной визы), для других Константинополь[5].

Культурно-историческое развитие арабо–православной общины в VIII–XVIII вв.
Историческая судьба православных арабов, одного из малоизвестных осколков византийского мира, являет собой интереснейший вариант диалога цивилизаций, столкновения и синтеза различных культурно-исторических традиций. С самого начала культура арабо-православной общины носила двойственный, промежуточный характер, сочетая в себе как элемен ...

Политическая система России в Смутное время. Сущность и последствия эволюции политической роль права.
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей н государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще н ...

Покорение Сибири
Сибирское ханство не отличалось ни силой, ни внутренней прочностью. Местная татарская знать колебалась в выборе политической ориентации. После присоединения Казанского царства сибирский хан Эдигер (Едигер) признал власть московского царя (1557 г.). Но свергнувший его хан Кучум разорвал подданнические отношения, назвав себя в послании Ив ...