Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае
Страница 1

История » Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае

Введение

Работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспотической власти маньчжурского двора и ликвидация колониальной зависимости от иностранных держав. Итогом разрешения этих противоречий в китайском обществе и была Синьхайская революция.

После маньчжурского завоевания Китая социально-экономические отношения не претерпели кардинальных изменений. Это в равной степени относится и к аграрному сектору страны, и к системе городского производства. Очень близкими предшествующим этапам оставались и социальная структура и система государственного устройства.

Основой экономической жизни деревни продолжала играть китайская клановая община, которая покоилась на коллективном владении землей и родственных связях. Обработка земли преимущественно также велась на коллективных началах. Некоторая часть свободной земли могла сдаваться в аренду либо членам коллектива, либо жителям соседних деревень. Арендная плата с таких земель шла в общее пользование всего коллектива. В наиболее развитых .южных районах Китая роль арендатора играл богатый и могущественный клан из числа доминирующих. Общие правила при этом не менялись. Какую-то часть своих свободных земель клан сдавал в аренду более слабым соседним деревням или кланам. Арендная плата с этих земель также поступала в распоряжении всех членов доминирующего клана.

Значительную роль в поземельных отношения общины играли и некоторые другие категории земель. Очень распространенными были так называемы «училищные» земли. Доход с них шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей продолжить образование за пределами своей деревни. Каждая китайская деревня располагала еще и «храмовыми» землями. Доходы с этих земель шли на различные религиозные церемонии, на ремонт храма предков, на помощь наименее обеспеченным членам общины. Эти категории земель также нельзя было продавать и покупать без разрешения членов общины /История Китая, 2002, с. 284/.

Важной чертой любой китайской общины являлись родственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей данной деревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться патронимический клан - группа родственных семей, происходивших от одного предка и придерживавшихся обычая экзогамии. Клановые отношения получали свое воплощение в культе предков и сопутствующих ему религиозных церемониях. Центром религиозной деятельности любой деревни были храмы предков. Здесь в соответствии с традицией проводились церемонии, посвященные предкам, здесь же собирались представители семей и общинная верхушка для решения общедеревенских дел.

Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы деревни, эксплуатация в деревне была достаточно жесткой. Арендная плата колебалась от 30 до 70 % урожая. Единый подушно-поземельный налог платили все землевладельцы, в том числе и шэньши. На последних не распространялись только трудовые повинности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Ливонская война
Темпы экономического развития России в XVI в. все более зависили от торговых контактов с Европой. Из России на Запад везли продукты сельского хозяйства — лен, кожи, пеньку, сало, поташ и др. Большим спросом пользовались меха. Западноевропейские страны в ответ поставляли железо, цветные металлы, продукты металлообработки, в первую очеред ...

Гесиод и его исторические циклы
Космическая «ститика» исторического времени в представлении древних греков воплотилась в «Теогонии» Гесиода, по которой все, что могло свершиться – уже свершилось. Гесиоду кажется, что участь людей — медленное угасание, и отсюда рождается его исторический пессимизм. Он с восторгом говорит о дозевсовом времени, когда люди процветали под ...

За­клю­че­ние
Ис­то­рия при­хо­да фа­ши­ст­ской пар­тии к вла­сти в Гер­ма­нии – это ис­то­рия воз­вы­ше­ния и пре­вра­ще­ния Гит­ле­ра в дик­та­то­ра. Что­бы об­ла­дать аб­со­лют­ной вла­стью в ми­ре, к че­му столь яро­ст­но стре­мил­ся фю­рер, ему не­об­хо­ди­мо бы­ло до­бить­ся та­кой вла­сти в пар­тии и в стра­не. Ра­ди это­го, но был го­тов сра ...