Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в КитаеСтраница 1
Введение
Работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспотической власти маньчжурского двора и ликвидация колониальной зависимости от иностранных держав. Итогом разрешения этих противоречий в китайском обществе и была Синьхайская революция.
После маньчжурского завоевания Китая социально-экономические отношения не претерпели кардинальных изменений. Это в равной степени относится и к аграрному сектору страны, и к системе городского производства. Очень близкими предшествующим этапам оставались и социальная структура и система государственного устройства.
Основой экономической жизни деревни продолжала играть китайская клановая община, которая покоилась на коллективном владении землей и родственных связях. Обработка земли преимущественно также велась на коллективных началах. Некоторая часть свободной земли могла сдаваться в аренду либо членам коллектива, либо жителям соседних деревень. Арендная плата с таких земель шла в общее пользование всего коллектива. В наиболее развитых .южных районах Китая роль арендатора играл богатый и могущественный клан из числа доминирующих. Общие правила при этом не менялись. Какую-то часть своих свободных земель клан сдавал в аренду более слабым соседним деревням или кланам. Арендная плата с этих земель также поступала в распоряжении всех членов доминирующего клана.
Значительную роль в поземельных отношения общины играли и некоторые другие категории земель. Очень распространенными были так называемы «училищные» земли. Доход с них шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей продолжить образование за пределами своей деревни. Каждая китайская деревня располагала еще и «храмовыми» землями. Доходы с этих земель шли на различные религиозные церемонии, на ремонт храма предков, на помощь наименее обеспеченным членам общины. Эти категории земель также нельзя было продавать и покупать без разрешения членов общины /История Китая, 2002, с. 284/.
Важной чертой любой китайской общины являлись родственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей данной деревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться патронимический клан - группа родственных семей, происходивших от одного предка и придерживавшихся обычая экзогамии. Клановые отношения получали свое воплощение в культе предков и сопутствующих ему религиозных церемониях. Центром религиозной деятельности любой деревни были храмы предков. Здесь в соответствии с традицией проводились церемонии, посвященные предкам, здесь же собирались представители семей и общинная верхушка для решения общедеревенских дел.
Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы деревни, эксплуатация в деревне была достаточно жесткой. Арендная плата колебалась от 30 до 70 % урожая. Единый подушно-поземельный налог платили все землевладельцы, в том числе и шэньши. На последних не распространялись только трудовые повинности.
Советы рабочих, солдатских, матросских и крестьянских депутатов: их роль и
значение в истории государства и права
России (современная оценка).
К 1917 г. Ленин выдвинул новую идею – идею диктатуры пролетариата в виде республики Советов. Альтернативой парламентской республике становились советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране снизу доверху. Вместо широкой социальной базы, которую предполагает парламентская республика, опорой ноной власти становилась уз ...
Единство духовной и светской власти
В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Никон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической мерою: он сразу наложил на всех проклятие. Если бы это проклятие было наложено только на некоторых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора на всех, только ожесточило и ...
Научный путь Константина Эдуардовича Циолковского
Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевское под Рязанью. Там мальчик жил совсем недолго — до трех лет. У отца Кости, Эдуарда Игнатьевича начались неприятности на службе, и в 1860 году семья переехала в Рязань.
Начальным образованием Кости и его братьев занималась мама. Она научила его читать и писать ...
