Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае
Страница 1

История » Китай конца Х1Х в. – начала ХХ в. Синьхайская революция в Китае

Введение

Работа посвящена изучению истории Китая в конце Х1Х в. и в начале ХХ в. Главной целью работы является освещение истории Китая в период, когда она из крупнейшей азиатской суверенной страны постепенно превращается в зависимое полуколониальное государство. На рубеже ХХ в. перед Китаем стояли две основные задачи - свержение деспотической власти маньчжурского двора и ликвидация колониальной зависимости от иностранных держав. Итогом разрешения этих противоречий в китайском обществе и была Синьхайская революция.

После маньчжурского завоевания Китая социально-экономические отношения не претерпели кардинальных изменений. Это в равной степени относится и к аграрному сектору страны, и к системе городского производства. Очень близкими предшествующим этапам оставались и социальная структура и система государственного устройства.

Основой экономической жизни деревни продолжала играть китайская клановая община, которая покоилась на коллективном владении землей и родственных связях. Обработка земли преимущественно также велась на коллективных началах. Некоторая часть свободной земли могла сдаваться в аренду либо членам коллектива, либо жителям соседних деревень. Арендная плата с таких земель шла в общее пользование всего коллектива. В наиболее развитых .южных районах Китая роль арендатора играл богатый и могущественный клан из числа доминирующих. Общие правила при этом не менялись. Какую-то часть своих свободных земель клан сдавал в аренду более слабым соседним деревням или кланам. Арендная плата с этих земель также поступала в распоряжении всех членов доминирующего клана.

Значительную роль в поземельных отношения общины играли и некоторые другие категории земель. Очень распространенными были так называемы «училищные» земли. Доход с них шел на содержание деревенской школы, оплату услуг учителя, помощь талантливой молодежи, желавшей продолжить образование за пределами своей деревни. Каждая китайская деревня располагала еще и «храмовыми» землями. Доходы с этих земель шли на различные религиозные церемонии, на ремонт храма предков, на помощь наименее обеспеченным членам общины. Эти категории земель также нельзя было продавать и покупать без разрешения членов общины /История Китая, 2002, с. 284/.

Важной чертой любой китайской общины являлись родственные связи, объединявшие, как правило, всех жителей данной деревни. Основной формой этих связей продолжал оставаться патронимический клан - группа родственных семей, происходивших от одного предка и придерживавшихся обычая экзогамии. Клановые отношения получали свое воплощение в культе предков и сопутствующих ему религиозных церемониях. Центром религиозной деятельности любой деревни были храмы предков. Здесь в соответствии с традицией проводились церемонии, посвященные предкам, здесь же собирались представители семей и общинная верхушка для решения общедеревенских дел.

Несмотря на родственные связи, объединявшие верхи и низы деревни, эксплуатация в деревне была достаточно жесткой. Арендная плата колебалась от 30 до 70 % урожая. Единый подушно-поземельный налог платили все землевладельцы, в том числе и шэньши. На последних не распространялись только трудовые повинности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Правление Федора Иоанновича и Бориса Годунова
После смерти Ивана Грозного началась напряженная борьба за власть. На престоле оказался добрый, но слабовольный, не способный к государственной деятельности Федор Иоаннович (1584-1598). Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом, был, по выражению с ...

Реформы Петра1 и их значение.
Военная реформа: создание регулярной армии и флота; переход к рекрутским наборам (с 1705 г. стали ежегодными); содержание войск за счет государства, выплата жалования за службу; Преображенский и Семеновский гвардейские полки - своеоб­разные офицерские школы, единая система обучения в армии и на флоте, военные учебные заведения (Навигацк ...

Детство. Молодые годы
Володя, четвертый ребенок, был трудным мальчиком, ходить начал в три года, в раннем детстве у него случались истерические припадки. Тем не менее он был первым учеником в гимназии, в которую поступил в 1879. Директор гимназии Ф. М. Керенский, отец А. Ф. Керенского, высоко оценивал способности Владимира Ульянова. Гимназия дала Ленину проч ...