Переход к производящему хозяйству
Страница 4

История » Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири » Переход к производящему хозяйству

Однако оставленная "отдыхать" земля через некоторое время вновь могла приносить урожай. Поэтому однажды освобожденные от леса участки не забрасывали навсегда. Через несколько лет их очищали от кустарника и молодых деревьев и вновь засевали. Это было делать гораздо легче, чем корчевать вековой лес и распахивать новые участки. Повторное использование уже расчищенных земель называется лесным перелогом. Постепенно перелог становится преобладающей формой земледелия в лесостепных и лесных регионах России. Впрочем, он не мог существовать без подсеки.

В первой половине I тысячелетия до н.э. на территории нашей страны появились железные орудия труда. Наступление железного века позволило человеку лучше защищаться от врагов и значительно быстрее, чем прежде, производить все необходимое для жизни. Интенсификация хозяйственной жизни существенно повлияла на структуру общественных отношений. Возникли экономические предпосылки для межплеменной и родовой дифференциации. Железный век был уже тесно связан с переходом к последней форме общественного устройства первобытного строя - военной демократии.

Наиболее развитые культуры раннего железного века известны на территории России и преимущественно Украины уже в I тысячелетии до н.э. в Причерноморье: они оставлены киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье, с VII в. до н.э. и до начала - середины I тысячелетия н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. Они знали и земледелие, но использовали его главным образом для заготовки кормов. Восточнее дьяковцев в Поволжье обитали близкие к ним племена городецкой культуры, в Приуралье в VII-I вв. до н.э. - ананшнцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой. Если скифы и сарматы переживали в железном веке разложение родового строя, то у племен лесной зоны, обитавших в более суровых условиях, появление железных орудий не привело к столь быстрым переменам. Требовалось дальнейшее их развитие и совершенствование хозяйственных приемов.

Отдельные племена лесостепной зоны середины - второй половины I тысячелетия до н.э. и первой половины I тысячелетия н.э. оставили археологические культуры, в которых преобладают погребения с трупосожжениями, хотя встречаются и трупоположения. Их нередко объединяют под общим названием культур полей погребения. Среди них можно назвать зарубинецкую и Черняховскую культуры. Черняховцы Нижнего Приднепровья в первой половине I тысячелетия н.э. уже применяли плужное земледелие, были знакомы с кузнечным и бронзолитейным делом, пользовались гончарным кругом. Эти племена общались с другими народами. В их поселениях и погребениях встречается много античных монет и вещей.

Ареал распространения зарубинецкой культуры - территория Среднего и отчасти Верхнего Приднепровья. Для этой культуры характерны бескурганные могильники. Основное занятие - земледелие и скотоводство при широком распространении охоты и рыболовства. Орудия труда - железные, тогда как бронза использовалась для изготовления всякого рода украшений.

Таким образом, в эпоху железа значительно отчетливее, чем в предшествующее время, проявляется неравномерность общественного развития. На территории Восточной Европы сосуществовали племена, находившиеся на разных стадиях развития. Начинается процесс разложения родоплеменного строя, складываются и основные этнические общности, которые можно отнести к предкам народов, проживающих в современной России.

Страницы: 1 2 3 4 

Политические партии России в начале Xx века.
Годы революции стали временем оформления российской многопартийности. Политические партии в соответствие с их политической ориентацией можно подразделить на: социалистические, либеральные, традиционно – монархические. Меньшевики ориентировались на опыт западноевропейских социалистических партий, выступали за соглашение с либералами, сч ...

Общая характеристика политических и правовых идей Реформации
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католическ ...

Князь Владимир – как креститель Руси.
Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни) бежал «за море» при междоусобице братьев Ярополка и Олега, откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит (Олег был еще ранее убит Ярополком) и Владимир занял княжеский престол. Произошло это в 980 году ...