Переход к производящему хозяйству
Страница 3

История » Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири » Переход к производящему хозяйству

В лесостепной зоне, на территории Украины и Молдавии, в III тысячелетии до н.э. господствовала трипольская культура. Система земледелия здесь была экстенсивной, что сильно истощало почву. На позднем этапе (рубеж III-II тысячелетий до н. э) трипольцы перешли к пастушескому скотоводству. Медные орудия трипольцы получали в основном из прикарпатских месторождений.

В степной зоне жили пастушеские племена, которые, по их погребальному обряду, принято относить к древнеямной культурно-исторической области. Более экстенсивный, чем у земледельцев, характер хозяйства толкал эти племена к перемене мест проживания. Как и многие другие пастушеские народы, они были воинственными. Главными их противниками были трипольцы, которых позже удалось вытеснить.

На смену энеолиту пришел бронзовый век. Орудия из бронзы - сплава меди с оловом или другими добавками - значительно тверже и острее, чем медные. Бронзовый век на Древнем Востоке привел к образованию первых классовых обществ и государств. В Европе в силу суровых природно-климатических условий бронзовые орудия еще не могли привести к серьезным общественным переменам. И лишь на юге бронзовые орудия способствовали постепенному разложению первобытнообщинного строя.

В нашей стране появление бронзы повлияло на образ жизни племен, живших на Кавказе. Это хорошо видно на примере майкопской культуры (II тысячелетие до н. э). Племена Северного Кавказа, поддерживавшие тесные экономические и культурные связи с наиболее развитыми в то время районами Передней Азии, особенно с древними цивилизациями Двуречья, знали уже не только имущественную дифференциацию, но и выделение родоплеменной верхушки. Об этом свидетельствует раскопанный под Майкопом курган племенного вождя. Власть покойного подчеркнута высотой кургана - более Юм. Облачение вождя украшено десятками золотых бляшек с изображениями, ожерелья и бусы из золота, серебра и драгоценных камней - изделия ремесленников из Средней Азии, Ирана и Малой Азии. Золотая корона на голове также имеет переднеазиатское происхождение.

В эпоху бронзы степную зону занимали земледельческо-скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне были более распространены охота и рыболовство; однако и здесь, в Волго-Окском междуречье, жили оседлые скотоводы, а восточнее от них, в Поволжье, -племена, знавшие и скотоводство, и земледелие.

В бронзовом веке большинство племен занимались одновременно скотоводством и земледелием. Тем не менее тот или другой тип хозяйства уже начинает доминировать. Наметившееся еще в неолите разделение племен приобретало более четкий, общественный характер. Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Они нередко объединялись друг с другом, создавали племенные союзы. В последующем теснимые кочевниками в лесостепные и лесные регионы земледельцы вынуждены были переходить к новым формам обработки земли. Они научились вырубать и сжигать участки леса, а освобожденную землю распахивать. Первые 2 - 3 года такие участки давали довольно высокий урожай. Но потом земля истощалась, и людям приходилось продолжать свое наступление на лес. Такой способ освоения земли называется подсечно-огневым или подсекой.

Страницы: 1 2 3 4

Глава вторая. Василий Шуйский. Восстание Болотнткова. Тушинский вор
Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский "был не скажем избран, но выкрикнут царем" (Соловьев).[3] Новый царь разослал грамоты по всему государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказ ...

Финансы
Первостепенная забота государства — обеспечение доходов. Их главным источником являются налоги на землю, то есть на ее держателей в ранге собственника или распоряжающегося, как тимариоты, которые должны отдавать часть доходов от земельных владений в государственную казну. С другой стороны, государство выступает в роли получателя такс: т ...

Восстание ихэтуаней. Начало восстания ихэтуаней
Державы вели идеологическую обработку китайского народа, выражавшуюся в пропаганде христианского учения, проповедуемого иностранными миссионерами (католики и протестанты). К 90-м годам в Китае не оставалось почти ни одной провинции, где бы не обосновались иностранные служители культа. К 1900 г. лишь протестантских миссионеров насчитывал ...