Общественно – политическое движение в России в 30 – 50-гг. XIXв. Западники и славянофилы.

История » Отечественная история » Общественно – политическое движение в России в 30 – 50-гг. XIXв. Западники и славянофилы.

Неудачи в реформирование России Александром I, поражение декабристов обусловили нарастание консервативных настроений в обществе. В 30-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров выдвинул теорию «официальной народности», суть которой состояла в утверждении, что русский народ по своей природе религиозен, предан царю и не противится крепостному праву. В «жесткий век» николаевской реакции идейно – политическая борьба не только не замерзла, она стала шире и разнообразнее, в ней возникли течения, различающиеся в вопросах об общем о особенном в историческом процессе и судьбе России. С резкой критикой правительственной идеологии выступил Чаадаев в своем «Философическом письме», в котором затронул проблемы прошлого, настоящего и будущего России. Автор был объявлен сумасшедшем. Изучение членами кружка Станкевича трудов Гегеля, Канта, Шеллинга и других немецких философов было признано инакомыслием. Особое понимание путей развития России было свойственно представителям двух идеологических течений западникам и слафянофилам. Славянофилами были: Хомяков, Аксаков, Киреевский, Самарин…Доказывая своеобразие российского исторического развития, они отрицали капитализм, а также возможность и необходимость революции в Россиию Славянофилы утверждали, что петровские реформы нанесли серьезнейший ущерб русским традициям и увели страну с верного пути. Процветание России они видели в православии, крестьянской общине, соборности и самодержавии, ограниченном Земским собором. Противникам славянофилов выступили западники: Герцен, Грановский, Чичерин, Кавелин, Боткин, Катков, подвергшие резкой критике общинные начала русской действительности. Они утверждали европейский вариант развития России, считая, что усвоение широкими массами достижений европейской культуры и технического прогресса обеспечит благосостояние народа. Представители революционно-демократического течения полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, не предвидели классовой борьбы в деревне и не понимали револю­ционного будущего пролетариата.

Бородинская битва
После захвата Смоленска ,чья упорная оборона города его жителями ,позволила объединиться неподалеку от города ,двум русским армиям ,тем самым не позволив осуществиться планам Наполеона ,который хотел не дать соединится русским армиям . Под стенами Смоленска обе русские армии соединились и по воле государя главное командование над ними ...

Публично-правовые принципы абсолютизма. Идеология феодальных защитников абсолютизма: Ф. Прокопович, В.Н. Татищев
С идеологической защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них «ученая дружина Петра». Эти теоретики использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права. Попытки использовать антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе, реал ...

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)
Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и готовилась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была непрочной. В 1783 г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был присоединен к России, как и земли по реке ...