Религиозный аспект деятельности ихэтуаней
Страница 2

История » Движение ихэтуаней в Цинской империи » Религиозный аспект деятельности ихэтуаней

Ихэтуани и хундэнчжао

Единодушно хотят уничтожить христианскую религию.

Они рушат иностранные здания,

Разбирают железные дороги,

Сметают телеграфные столбы.

Вот еще одна песня восставших, из которой мы узнаем, что христианская религия также была объектом ненависти ихэтуаней. Жертвами их выступлений становились многочисленные христианские церкви. Почему же такое стало возможно среди веротерпимого китайского населения?

Ихэтуани видели себя той божественной силой, которая призвана вернуть миру утраченную гармонию, восстановить нормальное общение между духами и людьми. Это должно было быть сделано путем устранения главных возмутителей спокойствия Поднебесной, т.е. за счет уничтожения всех иностранцев и разрушения всех их богомерзких сооружений. [13]

Железные дороги, пароходы, телеграфные столбы являлись одним из главных объектов ненависти ихэтуаней. Возведение подобных строений иностранцами и ввод новых транспортных средств оставлял без работы, а значит без средств к существованию, значительные массы народа, которые видели в этом главную причину своих бедствий и стремились их уничтожить. Этот "луддитский" фактор восстания ихэтуаней не может быть оспорен. Однако можно выделить еще одну причину распространения враждебного отношения к иностранцам и предметам их культуры в Китае.

Мир представляется традиционным китайцам населенным многочисленными духами. Подобное соседство обязывает искать определенные формы жизнедеятельности, которые бы сделали подобное сосуществование взаимовыгодным. Это накладывает строгие законы на строительную, земледельческую и другие практики. Нарушение этих законов приводит к столкновению со сверхъестественными силами Природы. Этот конфликт кончается не в пользу человека. Разгневанные духи насылают на него стихийные бедствия, эпидемии и прочие несчастья. Конфликт может быть исчерпан путем устранения дурных факторов и восстановления мировой гармонии.

В представлении ихэтуаней именно иностранцы со своим "варварским" строительством являлись причиной несчастий, обрушившихся на Поднебесную, потому что их железные дороги и прочие объекты препятствовали движению духов, а иностранная религия - христианство - вообще отрицало этих духов существование. Подобные настроения не были достоянием одних только ихэтуаней. Они бытовали среди самых различных социальных слоев. Чиновничество и даже высшие представители административной иерархии также разделяли это мировоззрение и симпатизировали восставшим.

Ихэтуани видели свое священное предназначение в очищении Китая от "иностранных дьяволов" и восстановлении мира и спокойствия в стране. По их мнению, за уничтожением иностранцев последует плодородный год, так как гнев высших сил Природы будет устранен, а собаки и петухи успокоятся. Собаки и петухи - это древнейший образ, символизирующий сельскую идиллию, безмятежность и простоту деревенской жизни. Он восходит еще к древнему китайскому трактату "Дао де цзин" (V-III вв. до н. э), важнейшей книге в даосизме, в 80-м параграфе которой сказано:

…Чтобы народ вернулся

К использованию узелковых веревок [для письма],

Пусть наслаждается пищей,

Красуется одеждами,

Будет доволен жилищем

И радуется жизни.

Когда соседние владения

Находятся на расстоянии взаимной близости,

Они слышат пение петухов и лай собак

Друг у друга,

А народ доживает до старости

И умирает, не ездя туда-сюда.

Страницы: 1 2 

Западничество. Сущность и основные идеи
Сторонники европейского пути развития выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Они считали, что Россия пойдёт по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. До середины 50-х годов революция была необходимым условием отмены крепостного п ...

«Я прорвался, но я вернусь».
В 1942 г. сей герой США бросил блокированную японцами на Филиппинах американскую армию и удрал в Австралию. Акт дезертирства был замаскирован трескучей фразой: «Я прорвался, но я вернусь», ставшей широко известной мировой общественности. Пока Макартур возвращался, его армия в полном составе переместилась в японские концлагеря и ее треть ...

Взятие Сеула.
С утра 26 июня наступление КНА продолжилось с новой силой. Передовые части 6-й пехотной дивизии начали переправу через реку Ханган, являвшейся важным естественным стратегическим рубежом обороны противника. Из-за нехватки плавсредств и плотного огня южнокорейцев, утром 26 июня на южный берег было высажено лишь три батальона с двумя оруди ...