Религиозный аспект деятельности ихэтуаней
Страница 2

История » Движение ихэтуаней в Цинской империи » Религиозный аспект деятельности ихэтуаней

Ихэтуани и хундэнчжао

Единодушно хотят уничтожить христианскую религию.

Они рушат иностранные здания,

Разбирают железные дороги,

Сметают телеграфные столбы.

Вот еще одна песня восставших, из которой мы узнаем, что христианская религия также была объектом ненависти ихэтуаней. Жертвами их выступлений становились многочисленные христианские церкви. Почему же такое стало возможно среди веротерпимого китайского населения?

Ихэтуани видели себя той божественной силой, которая призвана вернуть миру утраченную гармонию, восстановить нормальное общение между духами и людьми. Это должно было быть сделано путем устранения главных возмутителей спокойствия Поднебесной, т.е. за счет уничтожения всех иностранцев и разрушения всех их богомерзких сооружений. [13]

Железные дороги, пароходы, телеграфные столбы являлись одним из главных объектов ненависти ихэтуаней. Возведение подобных строений иностранцами и ввод новых транспортных средств оставлял без работы, а значит без средств к существованию, значительные массы народа, которые видели в этом главную причину своих бедствий и стремились их уничтожить. Этот "луддитский" фактор восстания ихэтуаней не может быть оспорен. Однако можно выделить еще одну причину распространения враждебного отношения к иностранцам и предметам их культуры в Китае.

Мир представляется традиционным китайцам населенным многочисленными духами. Подобное соседство обязывает искать определенные формы жизнедеятельности, которые бы сделали подобное сосуществование взаимовыгодным. Это накладывает строгие законы на строительную, земледельческую и другие практики. Нарушение этих законов приводит к столкновению со сверхъестественными силами Природы. Этот конфликт кончается не в пользу человека. Разгневанные духи насылают на него стихийные бедствия, эпидемии и прочие несчастья. Конфликт может быть исчерпан путем устранения дурных факторов и восстановления мировой гармонии.

В представлении ихэтуаней именно иностранцы со своим "варварским" строительством являлись причиной несчастий, обрушившихся на Поднебесную, потому что их железные дороги и прочие объекты препятствовали движению духов, а иностранная религия - христианство - вообще отрицало этих духов существование. Подобные настроения не были достоянием одних только ихэтуаней. Они бытовали среди самых различных социальных слоев. Чиновничество и даже высшие представители административной иерархии также разделяли это мировоззрение и симпатизировали восставшим.

Ихэтуани видели свое священное предназначение в очищении Китая от "иностранных дьяволов" и восстановлении мира и спокойствия в стране. По их мнению, за уничтожением иностранцев последует плодородный год, так как гнев высших сил Природы будет устранен, а собаки и петухи успокоятся. Собаки и петухи - это древнейший образ, символизирующий сельскую идиллию, безмятежность и простоту деревенской жизни. Он восходит еще к древнему китайскому трактату "Дао де цзин" (V-III вв. до н. э), важнейшей книге в даосизме, в 80-м параграфе которой сказано:

…Чтобы народ вернулся

К использованию узелковых веревок [для письма],

Пусть наслаждается пищей,

Красуется одеждами,

Будет доволен жилищем

И радуется жизни.

Когда соседние владения

Находятся на расстоянии взаимной близости,

Они слышат пение петухов и лай собак

Друг у друга,

А народ доживает до старости

И умирает, не ездя туда-сюда.

Страницы: 1 2 

Феодальная раздробленность на Руси и на Западе: общее и особенное. Значение последствий феодальной раздробленности для развития государства и права России.
Период феодальной раздробленности является закономерным этапом в поступательном развитии феодализма. Расчленение раннефеодальных грандиозных империй (Киевская Русь или империя Каролингов в Центральной Европе) на ряд фактически (а иногда и юридически) суверенных государств было неизбежным этапом в развитии феодального общества. Еще в IV ...

Становление института западноевропейской средневековой демократии
Наиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия в ряде ее разновидностей: империя, королевство, княжество, герцогство и т.д. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь.Набирали силу феодалы, что ...

Реформы Александра II. Предпосылки реформ
К середине XIX столетия общий кризис феодально-крепостнической системы, назревавший еще с конца XVIII века, достиг наибольшей остроты. Феодально-крепостнический строй исчерпал возможности своего развития. Незаинтересованность крепостного работника в результатах своего труда исключала возможность применения машин и улучшения агротехники ...