Религиозный
аспект деятельности ихэтуанейСтраница 1
Фэншуй как система не менее древняя, чем сам Китай, всегда оказывал огромное влияние на социально-экономическое, политическое и духовное развитие китайского общества. Последствия влияния этого явления на поведение народных масс порой поражают исследователя.
Текст одной из популярных песней ихэтуаней, который отражает причины и цели их восстания, гласит: [10]
Изорвем электрические провода,
Вырвем телеграфные столбы,
Разломаем паровозы,
Разрушим пароходы.
Убитые дьяволы уйдут в землю,
Убитые дьяволы отправятся на тот свет.
Эта особенность действий восставших была подмечена еще одним из ранних исследователей восстания, который писал, что бандиты "поджигали христианские церкви, рвали телеграфные провода, разрушали железные дороги". Почему же именно это становилось объектом ненависти ихэтуаней?
Подобные, но только более высоко организованные представления, характерны для всей китайской строительной традиции. Осмысление в традиционном Китае строительства находилось в русле "универсальных для архаико-религиозного типа мышления о нем представлений". Любая постройка мыслилась специально организованным пространством, противостоящим внешнему хаосу (природные стихии, враждебные по отношению к человеку сверхъестественные силы) и служащим наиболее благоприятным местом для коммуникации людей с божествами и духами. Кроме того, строительство полагалось сакральным актом, в котором путем постройки здания приводится в порядок все мироздание (параллелизм, свойственный симпатической магии). Современные исследователи указывают на безусловную связь мантической и строительной практик в Китае. Постулаты геомантии влияли "на выбор строителями методов интеграции строительных конструкций, отделки, внешних пропорций строений, геоориентации сооружения на местности". Китайская геомантия декларирует, что "необходимо выбирать "выгодное" (юли) место, "близкое от воды и от горы" (ишань баншуй)" место для строительства. Геомантия "уделяла особое внимание янчжай (жилищам для живых) и нюансам их сооружения". Таким образом, строительство того или иного сооружения происходило по строгим законам, выработанным тысячелетиями существования мантической традиции в Китае, и было призваны отсечь все дурные влияния на человека и привлечь благоприятные. Мир человека в сознании традиционного китайца находился в тесном взаимодействии с миром духов. Между ними устанавливался зыбкий баланс. Отсюда задача человека состоит в том, чтобы гармонично вписаться в окружающую Природу, не нанося ей ущерба. В противном случае человек, уступающий по всем статьям сверхъестественным силам, окажется в положении проигравшего: разгневанные духи, пронизывающие мироздание, не потерпят грубого вторжения и обрушат на человека всевозможные напасти, стихийные бедствия, катаклизмы. [11]
В одной из их прокламаций содержатся следующие слова: "Духи покровительствуют [ихэ] цюаням, союзу "Ихэтуань", потому что иноземные дьяволы взбаламутили Китай. Они навязали нам свою религию, а сами верят лишь в Небо; не веруя в существование духов; они забыли о своих предках… Небо не дает дождя, земля сохнет - все потому, что христианские церкви навлекли гнев неба. Духи возмущены…" И далее: "крушите железные дороги, вырывайте телеграфные столбы, немедля уничтожайте пароходы". В другой прокламации читаем: "Телеграфные провода просуществуют недолго; реки и горы будут взывать к предкам". Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. В основе китайской религии лежит представление о том, что "потусторонний мир есть не просто подобие или "отражение" этого мира, но скорее непосредственное его продолжение". Китайцы верили, что все обитатели загробного мира, боги или демоны, были когда-то людьми и, подобно живущим людям, нуждаются в еде и питье, одежде, даже деньгах и заботе ближних. Со своей стороны они могут оказывать живущим разнообразную помощь. Соответственно, центральное место в китайской религии занимает культ усопших предков - "родственных душ". [12]
Таким образом, иностранцы, не верящие в духов и жестоко поправшие священные законы сосуществования с ними в едином мировом пространстве, не именуемо должны были навлечь на Поднебесную бурю несчастий. И эти несчастья должны были обрушиться именно в период, когда строительство иностранных сооружений достигло наибольшего масштаба. Вот текст одной из песен ихэтуаней:
У хундэчжао и ихэцюаней
Силы неизбывные, искусство недосягаемое.
Они разрушат железные дороги, вырвут телеграфные столбы.
Из [вражеских] ружей исчезнет порох, из пушек - снаряды;
Трупы убитых иностранцев падают ряд за рядом.
Люди и духи воспрянут, петухи и собаки успокоятся.
В песнях прославим изобилие, возрадуемся урожайному году.
Таким образом, ихэтуани причину обрушившихся на Поднебесную бедствий видели, прежде всего, в беззаконном, с их точки зрения, строительстве иностранцами железных дорог, телеграфных линий на территории Китая, которые нарушили мировую гармонию и тем самым навлекли гнев духов, выразившийся в ухудшении природно-климатических условий. Западному человеку, обуреваемому неуемной предпринимательской энергией, было совершенно непонятно, что даже такие действия, как вбивание гвоздя в стену дома или рытье земли в неподходящее время, может привести к трагическим последствиям. Что уж говорить о строительстве масштабных индустриальных объектов. Отсюда, свою задачу ихэтуани видели в восстановлении мировой гармонии путем уничтожения предметов, ее нарушающих, устранения гибельных факторов, т.е. разрушения железных дорог, телеграфных линий и т.д.
Третий этап войны
Одним из следствий полного разгрома шведской армии под Полтавой явилось возрождение Северной Лиги – антишведской коалиции трех стран. Дания и Саксония вновь возобновляют военные действия. Станислав Лещинский изгоняется с польского престола и к власти в стране возвращается Август II. Датские войска предпринимают попытку вторгнуться в Шве ...
Историографический обзор
Достаточно много известных ученых-историков внесли свою лепту в изучение темы Хеттского общества. Такие ученые как академик В.В. Струве, И.М.Дьяконов, Я.М.Магазинер, Дж.Маккуин, О.Р.Генри, Э.А.Менабде посвятили большую часть своих научных трудов вопросу жизни хеттов.
В советской научной литературе до последнего времени вообще не было р ...
Изменение отношения к религии
Преобразования демократических отношений между церковью и государством. Начались многочисленные встречи Горбачева с Пименом (Патриарх).
10 шагов на встречу церкви:
1. В 1988г юбилейные торжества в связи с тысячелетием крещения Руси
2. Зарегистрированы новые религиозные общины
3. Открыты духовные учебные заведения
4. Увеличились тир ...