Заключение

В данной курсовой работе я попыталась осветить события, составившие ход Северной войны 1700–1721 годов. Возможно, в связи с регламентом работы, некоторые из них получились несколько сжатыми. Однако это не помешало мне достаточно подробно рассмотреть причины, лежавшие в основе войны и подвести итоги.

На мой взгляд, поднятая мной тема к данному моменту времени уже достаточно подробно изучена историками и писателями. Много различных научных трудов и даже художественных произведений посвящено Северной войне и, в частности, жизни Петра I. Немалую помощь, по моему мнению, в изучении данной проблемы оказало и множество записок и писем, оставленных при жизни самим Петром Великим, а также его сподвижниками и государственными деятелями тех лет.

Однако я считаю, что в литературе и России, и Швеции относительно немного внимания уделяется поражениям своей армии и гораздо более значительное место отводится победным сражениям. Но это, на мой взгляд, является минусом всей литературы о войнах. Разгромы принято задвигать в дальний угол, извлекая на свет лишь воспоминания о славных победах.

В целом я вполне удовлетворена тем, как выбранная мной тема изложена в литературе, которой я пользовалась. Однако я всегда буду приветствовать и новые интерпретации данного вопроса нашими современниками и будущими поколениями. Ведь с высоты прошедших лет давние события всегда открываются с новой стороны.

Значение Северной войны и для Европы, и для России трудно переоценить. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав. Новое положение России в системе европейских государств проявилось и в организации дипломатической службы: на смену посольствам, периодически отправлявшимся в Англию, Голландию, Францию, Австрию, Османскую империю, пришли постоянные представительства – русские послы представляли интересы страны в столицах крупнейших западноевропейских стран, а послы этих государств были аккредитованы при царском дворе в Петербурге. С могуществом России считались, с ней стремились установить дружеские отношения и заручиться ее поддержкой; ни один существенный вопрос в Европе не решался без участия России.

Таким образом, сложилось принципиально новое соотношение сил в Европе. Главным в международной политике стало строгое соблюдение принципа баланса сил. Это позволяет говорить о новом этапе в истории международных отношений континента, который со всей очевидностью проявил себя к середине XVIII века.

Задачи
Итак, как вы, наверное, уже поняли, моей главной задачей является донести до вас как можно больше достоверных фактов и как можно точнее представить картину тех последних недель последней Царской Семьи. Задача сложная, главным образом потому, что очень сложно найти правду в том количестве публикаций, которое присутствует на полках магази ...

Образование
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 год в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и ...

Причины победы Руси
К поражению Наполеона и победы Руси в войне привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовый героизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и других генералов, умелое использование природных факторов. ...