Константин Дмитриевич Ушинский
Страница 3

История » Великие русские экономисты » Константин Дмитриевич Ушинский

В этом фундаментальном исследовании автор обосновал, что педагогика, будучи самостоятельной наукой, находится в тесной связи со многими смежными науками, используя их знания о человеке, которые содержатся в так называемых антропологических науках. «К обширному кругу антропологических наук, - писал Ушинский- принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова. Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека».

Само исследование педагогики и ее связей с другими науками сделали К.Д. Ушинского ученым-энциклопедистом, вторгающимся в сферы различных «человеческих» наук. И это вторжение произошло задолго до основного труда Ушинского в его студенческие и первые последующие за ними годы в период преподавания камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее.

В этом лицее уже проявились первые признаки Ушинского как пытливого ученого-энциклопедиста, В своих лекциях он излагал систематизированные знания по истории и политической экономии, этнографии и философии, филологии и психологии. Уволенный из лицея за свободомыслие Ушинский в 1850 году был зачислен на службу в департамент духовных дел иностранных исповеданий, а в свободное время продолжал изучение философии, экономики, ’ истории, географии, статистики и других наук, освоение которых ему давало глубокие энциклопедические знания.

В 1855-1859 годах К.Д. Ушинский преподавал словесность и законоведение в Гатчинском сиротском институте. Такое сочетание преподаваемых дисциплин опять-таки способствовало становлению и утверждению его как ученого-энциклопедиста.

Значительное место в педагогической и всей энциклопедической деятельности К.Д. Ушинского наряду с педагогикой и ее непременной спутницей психологией занимала философия, которая привлекла его внимание уже с первых лет обучения в Новгород - Северской гимназии. Эта гимназия отличалась от большинства других школ своим духом демократизма и уважения к глубокому познанию изучаемых предметов, что определялось высоким уровнем квалификации и увлеченностью наукой ее преподавателей. Как отмечает С.Ф. Егоров, «любимым учителем Ушинского и большинства гимназистов был Илья Федорович Тимковский. Питомец Московского университета, став профессором, он до 1812 года читал в университете курсы истории, всеобщей словесности, российского законоведения . Невозможно было представить ни одного торжественного для гимназии события без Ильи Федоровича, который произносил в актовом зале проникновенные речи о великой гуманистической миссии науки, о роли знания в нравственном прогрессе общества, о радости познания. Илье Федоровичу Тимковскому гимназия была обязана тем, что в ее стенах царила атмосфера благоговейного уважения к науке».

Университетские знания и студенческие философские диспуты для Константина Ушинского стали прологом его научных исканий в области философии, являющейся ключом познания всего мироздания и общественного развития.

К.Д. Ушинский как ученый-философ ярко проявил себя в своем основном педагогическом труде «Человек как предмет воспитания», а также в произведениях «О нравственном элементе в воспитании», «Вопрос о душе в его современном состоянии», «О народности в общественном воспитании», «О камеральном образовании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе литературы», в его повестях, очерках, рассказах и письмах.

Создавая свою фундаментальную педагогическую теорию, Ушинский опирался на философию Гегеля, Гельмгольца, Канта, Моллешота, Бюхнера, Фогта, Спенсера и других ученых-мыслителей, развивая, дополняя и критикуя их многие теоретические установки, вырабатывая и кристаллизуя собственные философские основы педагогической науки.

Первым его «философом-поэтом» был Георг Гегель, чьи воззрения послужили началом формирования философских взглядов молодого Ушинского. В более зрелые годы в своей фундаментальной философской работе «Вопрос о душе в его современном состоянии» он показал ошибочность ряда положений гегелевского идеализма. Анализируя ошибки Гегеля, Ушинский в этой работе писал: «Другая громадная ошибка гегелевской системы состоит в том, что он, заметив органический характер духа в проявлениях его развития, сделал из него нечто вроде сказочного пеликана, питающего своих детей собственными внутренностями. Эту ошибку, которая погубила много ученых жизней и создала никуда не годные книги, исправила современная материалистическая философия, и в этом, по нашему мнению, состоит ее величайшая заслуга в науке. Она привела и продолжает приводить в настоящее время много ясных доказательств, что все наши идеи, казавшиеся совершенно отвлеченными и прирожденными человеческому духу, выведены нами из фактов, сообщенных нам внешней природой, составлены нами из впечатлений или образовались из привычек, условливаемых устройством телесного организма . Действительно, все, что прошло прежде через форму ощущений, вызывается впечатлениями внешнего мира или состояниями нашего собственного организма; но умение воспользоваться этим знанием, так или иначе, принадлежит нашему духу .

Страницы: 1 2 3 4 5