Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства.
Страница 6

История » История государства и права России » Проблема «норманнского влияния» и «двух центров» в образовании древнерусского государства.

В общем ходе русской истории Киевская Русь имеет огромное значение как период выработки всех основ позднейшей нацио­нальной жизни, как бы далеко ни разнилось позднее дальней­шее развитие этих основ по разделении населения Киевской Руси на новые культурно-исторические типы малороссов, бело­русов и великороссов. (Киевская Русь впервые выработала из этнографического материала восточнославянских племен истори­ческую народность. Эта восточнославянская основа русской народности и ее различных элементов, все более обособлявшихся в дальнейшем ходе исторической жизни, требует особого рас­смотрения. Осложненная рядом иноплеменных примесей, эта основа была слишком сильна и определенна в Киевской Руси, чтобы не определить навеки судьбы и характер всей восточно­европейской исторической жизни пошедшими от нее антрополо­гической наследственностью и традициями определенных форм народного племенного быта и элементарной культуры. Традиции Киевской Руси в политической и общественной жизни, в пись­менности и искусстве, в народном быту и нраве были тем куль­турно-историческим фондом, на котором выросла историческая жизнь и (Северной, и Юго-Западной, и Западной, литовской, Руси, видоизмененные и осложненные рядом новых и разнород­ных элементов.

Восточное славянство — ветвь великого славянского племени, одной из крупных частей так называемого индоевропейского племени. Сложная история выделения славянства от прочих индоевропейцев, попытки охарактеризовать «праславянский» период, т- е. период единого доисторического славянства, лежат вне кругозора историка по отсутствию каких-либо исторических источников для изучения такой глубокой древности. Это в полном смысле слова времена доисторические. То немногое, что более или менее можно узнать о судьбах и жизни славянства в те вре­мена, добывается трудом не историка, а языковеда. Сравнитель­ное языкознание пытается установить путем сравнительного изучения славянских языков самый факт праславянского един­ства, выяснить звуковой и морфологический характер прасла-вянской речи, наконец, элементы праславянского словаря, а с помощью рассмотрения того запаса слов, которые считает воз­можным приписать древнейшей эпохе общеславянского племен­ного быта, намечает с помощью понятий и предметных представ­лений, на какие указывает этот «праславянский» словарь, общие черты этого племенного быта в его хозяйстве, общественном строе, верованиях, а также определяет, хотя бы предположи­тельно, территорию «славянской прародины» по составу слов, относящихся к миру флоры и фауны».

К IX в. восточное славянство распалось на три ветви—юж­ную, северную и восточную. На юге уже началась группировка южноруссов вокруг Киева в начале IX в.; строится ядро «Рус­ской» земли силами южной руси. На севере северноруссы объеди­няются вокруг Новгорода, хотя по северным преданиям, которые нашли себе место в Ипатьевской редакции Повести временных лет, частью и в Новгородской, не Новгород, а Ладога (Aldoga) была первым центром варяжского княжения[5].

Усиленная деятельность в чужих странах вообще отличает историю скандинавов IX в. Брожение в скандинавских странах, потрясшее всю Европу походами викингов, началось в середине IX в. под влиянием роста монархической власти в ее суровой борьбе с местными племенными князьями. Особенно острой стала эта борьба в Норвегии при Хальфдане Черном и его сыне Харальде II Харфагре (Прекрасноволосом), который закончил объединение Норвегии после битвы при Хафрсфьорде в 872 г. Именно из Норвегии вышло много викингов, вождей дружинной завоевательной колонизации (тогда как позднейшие варяги руни­ческих надписей и Ф. А. Брауна — почти исключительно шведы); недаром сага о Харальде Норвегию назвала Варангией. Эми­грация норвежцев с их викингами хлынула на Оркадские остро­ва, на Гебриды, в Шотландию и Ирландию; в 860 г. норвежцы открыли Исландию, в 870-х годах начали ее заселять; к 862 г. относится их набег на саксов, в 870 г. начались их поездки в Белое море (в Биармию — Пермь). В Х в. они громят Францию, поднимаясь вверх по рекам, так что в латинской литургии появи­лось прошение: «Libera nos, Domine, a furrore normannorum» («Избави нас, господи, от ярости норманнов). В XI в. норманны появляются в Сицилии и Южной Италии

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Завершение процесса установления крепостного права (XVII в.)
В XVII в. завершается процесс установления крепостного права. Он связан со Смутой начала века и последующим восстановительным периодом 20—50-х гг. Вся история Московского государства в XVII столетии развивается в прямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху. Страшное разорение страны в смуту создало для московского правител ...

Религиозные взгляды
На протяжении многих десятилетий Цзян Чжунчжэн ежедневно вел дневник, а круг его чтения определялся интересом к этике Китая, его политической философии, истории и всемирной истории. Говорят, что он был человеком суеверным. И несмотря на то что, вступив в брак с Сун Мэйлин, крестился и стал христианином, не забывал о китайских божествах ...

Глава 23
В 1748 г. была издана (нелегально) книга де Майе «Беседы индийского философа об уменьшении моря, образовании суши и происхождении человека». В 1749 г. Ж.Л. Бюффон опубликовал «Теорию земли» — трактат с гипотезой о возникновении планет в результате выброса веществ Солнцем. В 1755 г. создал свою космогоническую теорию И. Кант. Какое влиян ...