Глава 23

В 1748 г. была издана (нелегально) книга де Майе «Беседы индийского философа об уменьшении моря, образовании суши и происхождении человека». В 1749 г. Ж.Л. Бюффон опубликовал «Теорию земли» — трактат с гипотезой о возникновении планет в результате выброса веществ Солнцем. В 1755 г. создал свою космогоническую теорию И. Кант. Какое влияние эти идеи оказали на историософские взгляды просветителей ? Назовите идеалы и ценности этой эпохи

Скорее всего эти работы подрывали и прямо опровергали церковную гипотезу о происхождении вселенной, Земли и человека, что вело к новому пониманию человека, отразившемуся в идеях Просвещения. Отныне человек – это животное

, которое меняется под влиянием среды и воспитания.

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время великих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недостижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной стороны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

· зарождение и становление буржуазных экономических отношений;

· освобождение общественного сознания от религиозного давления;

· распространение идеалов протестантизма;

· развитие естествознания, рост интереса к научному и философскому знанию;

· новое понимание человеческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям);

· новое понимание человека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития общества, государства);

· исторический оптимизм (век утопий), европоцентризм;

· торжество Разума, наука двигатель прогресса;

· идеи равенства всех людей, теория общественного договора.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитивную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, систему ценностей западной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм творческих и жизненных интересов

Младотурецкая революция 1908 г.. Возникновение "младотурков"
В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью. В среде "младотурков" возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во гла ...

Характеристика источника
В развалинах Богазкёя (древней хеттской столицы Хаттуса) было найдено много фрагментов глиняных табличек с текстами законов. Две таблички сохранились почти целиком, и их текст восстановлен учеными с помощью параллельных фрагментов. Другие, поврежденные, содержат отрывки подобных текстов. Некоторые из них, возможно, являлись дубликатами ...

Контрреформы Александра III. Образование
Новый министр народного образования И.Д. Делянов делал все возможное, чтобы ограничить само «народное образование». Получив поддержку Делянова, обер-прокурор Синода Победоносцев по правилам 13 июня 1884 г. подчинил церковному ведению «школы грамоты» - низшие начальные учебные заведения. Победоносцев неоднократно замахивался и на земские ...