Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления. Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1

История » Реформы Екатерины II в области местного самоуправления » Необходимость и последовательность осуществления реформ в области местного самоуправления. Состояние местного самоуправления в России после реформ Петра 1

Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось бурной консолидацией населения страны в сословия. Сословность - характерная черта любого феодального общества. В период же становления и расцвета абсолютной монархии сословный строй достигает своего апогея. Сословные грани становятся почти непреодолимыми, а сословные группы - замкнутыми. Это, разумеется, не могло не отразиться на дальнейшем развитии российского самоуправления.

В силу наличия в обществе четырех основных сословий - дворян, крестьян, горожан и духовенства - наряду с общегосударственным централизованным управлением в России сложилось и особое сословное управление, в сферу которого входили некоторые вопросы местного хозяйства. Следует отметить, что сам термин «самоуправление» в XVIII веке еще не употреблялся ни в русском законодательстве, ни в научной литературе. Он вошел в оборот лишь столетие спустя. Законодательные акты XVIII века, установившие сословные привилегии в вопросах местного управления и внесшие в него элементы самоуправления, так называемые «жалованные грамоты» 1785 года, содержат термины «управление» и «внутреннее государственное управление», под которыми законодатель подразумевал «особое местное управление», осуществляемое определенным сословием и в интересах этого сословия.

Роль и место, отводимые российскому самоуправлению в ХVIII столетии, соответствовали принятой в России так называемой континентальной модели самоуправления (она подробно рассматривается во II части настоящего пособия), в рамках которой деятельность органов государственной власти на местах сочеталась с самоуправлением. Правда, в условиях абсолютизма элементы самоуправления лишь «достраивали» правительственный аппарат, выполняя делегированные центральной властью вспомогательные функции. Кроме того, одним из следствий централизации власти, обособления сословий и закрепощения крестьян стало постепенное прекращение со второй половины XVII века созывов земских соборов (теперь они стали не нужны). Выполнявшиеся ими самоуправленческие задачи были перераспределены по отдельным сословиям.

Во время своего царствования Екатерина II полагала, что «усовершенствовать управление на научной основе» будет благом для страны и народа. Попытка изменить российский культурный стереотип мышления (парадигму взглядов, представлений) основывалась на новейших достижениях европейской государственно-правовой мысли и практики, строилась на провозглашении законности основой всего общественного устройства, на постановке вопроса об обязанностях власти перед народом, о том, что государство существует для народа, а не наоборот. Это было публичное обращение к гражданам сотрудничать в деле совершенствования общественных отношений. Однако эти ключевые идеи не восприняли ни «цвет нации» - дворянство, ни депутаты Комиссии по выработке нового законодательства, ни другие сословия - купцы, казаки, духовенство. Народ и его власть имущие представители не обрели еще собственного социального «Я» и потому системоцентрический генотип остается живучим в российской реальности. Персоноцентрическая идея, провозглашенная даже императорствующей особой, оказалась исторически невостребованной. Прошедшие с тех пор годы показали, что преуспели те страны и народы, где персоноцентрическая идея материализовалась в идеологии, политике, праве и практике управления, воспроизводилась в национальной культуре[1].

Власть царя в раннем Риме
Легенды и источники представляют семь римских царей, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Термин, обозначавший царя - это гех. Лингвисты и историки изучали этот термин. Э. Гьёрстад отмечал, что ...

Византия и Первое болгарское царство
Собственно история Первого болгарского царства начинается мирным договором с Византией 679 г. установившим границы болгарского государства. Тем самым Аспарух юридически оформил международное признание возникшего на Византийской территории болгарского государства, как самостоятельной независимой державы. Юстиниан II (685–711) попытался н ...

Завоевание Южных земель Руси
Весной 1239г. Батый разгромил южную Русь (Переславль-Южный), осенью-Черниговское княжество. Осенью следующего 1240г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев. После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитрий, татары разгромили Киев. В следующем 1241г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество. Цели завоеван ...