Общественные волнения. Отвержение требования монарха о мобилизации
Страница 1

История » Восстание 1547 г. и его последствия для Чехии » Общественные волнения. Отвержение требования монарха о мобилизации

Вскоре после включения Чехии в состав Габсбургской монархии в стране начали возникать локальные крестьянские волнения. Длительные волнения происходили в 1530—1533 гг. в Радоушове. В 1532—1534 гг. в пограничных селениях произошло восстание крестьян-ходов (жителей пограничной полосы) в окрестностях Домажлице. В 30-х годах выступления под лозунгом защиты «старого права» произошли в Прахенской, Литомержицкой, Подебрадской областях.

Проводимая Габсбургами политика национального и религиозного гнёта вызвала в 1547 г. крупное общечешское восстание, центром которого явилась Прага. Поводом к восстанию послужила попытка Фердинанда использовать чехов в борьбе Габсбургов с немецкими протестантами. Фердинанд потребовал от чехов мобилизации военных сил и средств для борьбы со Шмалькальденским союзом немецких протестантских князей.

Шмалькальденская лига представляла собой военно-политическое объединение немецких протестантов, возникшее в 1531 г. в целях защиты протестантизма. В лигу входили саксонский курфюрст Иоганн Фридрих, ландграф Филипп Гессенский, другие князья, а также многие города. К 1546 г. политический перевес в империи оказался на стороне лиги, что побудило Карла V начать с ней войну. Шмалькальденская война (1546—1547) благодаря военному превосходству Габсбургов, распрям между протестантскими князьями, переходу Морица Саксонского на сторону императора закончилась сокрушительным поражением протестантов. По Аугсбургскому религиозному компромиссу 1548 г. во всей Германии восстанавливался католицизм, правда, несколько реформированный. Впоследствии война протестантов с Габсбургами вспыхнула с новой силой и на этот раз завершилась победой протестантских князей, закрепленной Аугсбургским религиозным миром в 1555 г.

Представители чешских сословий отвергли требование короля о мобилизации и 19 марта собрали сейм в Праге без его разрешения. Программа восставших содержалась в принятой на этом сейме и поданной королю жалобе из 57 статей. [1 ]

На первом этапе восстания в нём принимали участие многие феодалы, хотя главная роль принадлежала жителям королевских городов. Социальные противоречия в лагере восставших нашли своё отражение и в 57 статьях, в которых отстаивались привилегии бюргерства и феодалов. Эти статьи касались устройства земского суда, сеймов, областных съездов дворянства.

Отдельные политические статьи содержали и более широкие требования, носившие общенациональный характер. Таково было требование сословий сохранить за ними право и в дальнейшем выбирать королей, носившее явно антигабсбургский характер, а также требования, чтобы король соблюдал старинные права королевства и не давал никаких обязательств римскому папе.

Представители сословий категорически отвергали все узаконения, которые противоречили старинным привилегиям чехов. Классовая ограниченность 57 статей видна в том, что в них даже не ставился вопрос о непосредственных правах и нуждах крестьянства и городского плебса. Лишь в одной статье было выдвинуто требование сохранить за ходами старые права, касавшееся лишь крайне незначительной в количественном отношении группы крестьян и связанное со стремлением руководителей движения использовать ходов как военную силу восстания.

Мартовский сейм принял также решение о созыве ополчения для защиты выдвинутых им требований и избрал гетманов королевства. Однако городская верхушка Праги, стоявшая во главе восстания вместе с некоторыми дворянами, объявив набор в армию, заняла выжидательную позицию, стремясь получить уступки от короля без вооружённой борьбы и без массового народного движения. Это обстоятельство дало возможность Фердинанду собрать силы для подавления восстания. С помощью обещаний восстановить старые привилегии король добился отхода от восстания большинства дворянства, боявшегося активизации плебса Праги и крестьянства окрестных селений. Измена дворянства привела к усилению колебаний в среде городской верхушки Праги.

В конце апреля 1547 г. наметился перелом в ходе Шмалькальденской войны в пользу императора. Узнав об этом, руководители чешского восстания растерялись, постановили отозвать свои войска, посланные ранее в лагерь немецких протестантов, и отправили послов для переговоров с Фердинандом. Когда же их действия вызвали волнения пражского плебса, в город были впущены королевские войска, которые стали чинить насилия в предместьях. В начале июля вопреки призывам руководителей произошли стычки горожан с королевскими солдатами. Участниками этой борьбы были трудовые слои, которые выражали наиболее полно национальные интересы чехов. 5—6 июля в Праге произошло вооружённое выступление народных масс города против короля и его чужеземных войск. На помощь пражанам собрались тысячи людей из окрестных сёл. Однако это восстание народных масс явилось лишь эпизодом; оно было быстро подавлено. Пассивная тактика городской верхушки и дворянства, боявшихся повторения крестьянской войны XV в., сделала невозможным более активное участие народных масс и была главной причиной поражения восстания 1547 г.

Страницы: 1 2

Значение победы Синьхайской революции
Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую ...

Единство духовной и светской власти
В 1650 году вспыхнул новгородский бунт. Ни­кон, и без того уже мало любимый, на первых же порах раздражал народ своей энергической ме­рою: он сразу наложил на всех проклятие. Если бы это проклятие было наложено только на неко­торых, то могло бы подействовать на остальных, но проклятие, наложенное без разбора на всех, только ожесточило и ...

Язычество на Руси. Религиозная реформа Владимира Святославича. Принятие Русью христианства: причины и значение
Древние славяне были язычниками. они поклонялись физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.верховным божеством у славян был Перун,божество молнии.славян очень завораживало сверкание молнии и гром.у славян существовали языческие обряды,наприме,после сбора зерновых культур. первосвященник накануне должен был вымести святилище ...