Культура России в первой четверти XVIII века.
Страница 1

История » Отечественная история » Культура России в первой четверти XVIII века.

Отличительными чертами культуры XVIII в. были победа в ней светского начала, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании.

Литература и театр.

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм.

Первая четверть ХVIII в. –расцвет жанра повести ("гистории") («Гистория о россий­ском матросе Василии Кариотском»). Становление нового русского литера­турного языка (трактат Ф. Прокоповича "О поэтическом искусстве").

Затем в области стихосло­жения и художественной прозы работал М.В. Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739, "Риторика", 1745).

Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре. 175 6 - учреждение в Петербурге первого в России государственного театра "для представления трагедий и комедий". Его основу состави­ла ярославская труппа Федора Волкова (1729-1763).

Основоположник новой русской драматургии - поэт и директор Российского театра в Петербурге А.П. Сумароков (трагедия "Пустын­ник" - 1757, комедия "Опекун" - 1768).

В центре внимания русской литературы последней трети XVIII в. были вопросы общественного устройства и блага общества: "Недо­росль" Д.Ф. Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.

Музыка.

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными бытовыми формами военной (марши), застольной и танцевальной музыки (на ассамблеях).

1738 г. - организуется танцевальная школа в Петербурге (ныне балетное училище им. А.Я. Вагановой). Музыкальные классы Ака­демии художеств сыграли большую роль в развитии музыкального образования и воспитания в России.

В середине XVIII в. широкую популярность получили итальянс­кая и французская опера (Эрмитажный театр).

В последней трети XVIII в. формируется отечественная компози­торская школа, появляются первые русские композиторы, жанры оперной, инструментальной и камерной музыки. Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы были Е.И. Фомин ("Орфей", 1792) и В.А. Пашкевич ("Санкт-Петербургс­кий Гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь", 1792).

Сочинённый О.А. Козловским в 1791 г. полонез "Гром победы, раз­давайся" на слова Г.Р. Державина длительное время исполнялся как русский национальный гимн.

Архитектура.

Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в разви­тии архитектуры. В строительстве Петербурга нашли воплощение " новые принципы архитектуры: предварительный план застройки города, создание цельных городских ансамблей. Для строительства Петербурга были приглашены иностранные архитекторы Жан Леблон, Доменико Трезини, Бартоломео Расстреляй. Ими были построены здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра I,

Меншиковский дворец, Петропавловский собор и другие сооружения, определяющие облик столицы. С 20-ых годов вместе с иностранными архитекторами работают и отечественные — И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов. В архитектуре города переплетаются русские и западные художественные традиции, возникает неповто­римый стиль петровского барокко.

Страницы: 1 2

Прутский поход
Прутский поход 1711 года получил свое название оттого, что развязка русско-турецкой войны 1710–1711 годов произошла на берегах реки Прут. Эта русско-турецкая война была результатом дипломатической деятельности Карла XII. Карл жил в Турции после полтавского поражения, и ему не раз грозила выдача в руки Петра. Россия требовала выдачи Карл ...

Аграрная реформа Столыпина: цели, осуществление реформы, итоги и значения.
Цели аграрной реформы: развивать капитализм в стране; решить вопрос малоземелья крестьян; ликвидировать феодальные пережитки в деревне; создать в виде крепкого крестьянина-хозяйственника социальную опору в деревне; снизить революционную активность крестьян, выселить беспокой­ных (революционно настроенных) крестьян за Урал на свободн ...

Положение свободных граждан в хеттском обществе. Организация брака и семейных отношений свободных граждан
К свободному классу хеттского общества относились жители коренных хеттских городов. Они были освобождены от повинностей в пользу государства и храма. К таким гражданам относятся жрецы, представители знати, царские сановники (по-видимому представители царя), также крупные землевладельцы. В Хеттских законам мы встречаем относительно немн ...