Культура России в первой четверти XVIII века.
Страница 1

История » Отечественная история » Культура России в первой четверти XVIII века.

Отличительными чертами культуры XVIII в. были победа в ней светского начала, способность к активным контактам с культурами других народов, развитие рационализма в общественном сознании.

Литература и театр.

Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм.

Первая четверть ХVIII в. –расцвет жанра повести ("гистории") («Гистория о россий­ском матросе Василии Кариотском»). Становление нового русского литера­турного языка (трактат Ф. Прокоповича "О поэтическом искусстве").

Затем в области стихосло­жения и художественной прозы работал М.В. Ломоносов ("Письмо о правилах российского стихотворства", 1739, "Риторика", 1745).

Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре. 175 6 - учреждение в Петербурге первого в России государственного театра "для представления трагедий и комедий". Его основу состави­ла ярославская труппа Федора Волкова (1729-1763).

Основоположник новой русской драматургии - поэт и директор Российского театра в Петербурге А.П. Сумароков (трагедия "Пустын­ник" - 1757, комедия "Опекун" - 1768).

В центре внимания русской литературы последней трети XVIII в. были вопросы общественного устройства и блага общества: "Недо­росль" Д.Ф. Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.

Музыка.

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными бытовыми формами военной (марши), застольной и танцевальной музыки (на ассамблеях).

1738 г. - организуется танцевальная школа в Петербурге (ныне балетное училище им. А.Я. Вагановой). Музыкальные классы Ака­демии художеств сыграли большую роль в развитии музыкального образования и воспитания в России.

В середине XVIII в. широкую популярность получили итальянс­кая и французская опера (Эрмитажный театр).

В последней трети XVIII в. формируется отечественная компози­торская школа, появляются первые русские композиторы, жанры оперной, инструментальной и камерной музыки. Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы были Е.И. Фомин ("Орфей", 1792) и В.А. Пашкевич ("Санкт-Петербургс­кий Гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь", 1792).

Сочинённый О.А. Козловским в 1791 г. полонез "Гром победы, раз­давайся" на слова Г.Р. Державина длительное время исполнялся как русский национальный гимн.

Архитектура.

Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в разви­тии архитектуры. В строительстве Петербурга нашли воплощение " новые принципы архитектуры: предварительный план застройки города, создание цельных городских ансамблей. Для строительства Петербурга были приглашены иностранные архитекторы Жан Леблон, Доменико Трезини, Бартоломео Расстреляй. Ими были построены здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера, Летний дворец Петра I,

Меншиковский дворец, Петропавловский собор и другие сооружения, определяющие облик столицы. С 20-ых годов вместе с иностранными архитекторами работают и отечественные — И.К. Коробов, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов. В архитектуре города переплетаются русские и западные художественные традиции, возникает неповто­римый стиль петровского барокко.

Страницы: 1 2

Великие битвы за освобождение от гнета
8 сентября 1380 года на Куликовском поле пятидесятитысячная русская рать вступила в ожесточенную схватку с шестидесятитысячным ордынским войском. Благодаря самоотверженности русского народа, правильно выстроенной тактике боя и великому желанию обрести свободу от татарского гнета русские воины нанесли полный разгром монгольским захватчи ...

Правовая система в западно-тюрском каганате
Основным источником права у тюрок был обычай, но уголовные обычаи, как наиболее важные, уже стали кодифицироваться. Древние источники сообщают, что у многих племен "находится тюркское уложение, хранимое в храме. При определении наказаний берут сие уложение и решают дело". Право собственности. При кочевом хозяйстве которым жил ...

Рас­ши­ре­ние вла­сти Гит­ле­ра в Гер­ма­нии.
Прей­дя к вла­сти 30 ян­ва­ря 1933г. А. Гит­лер на­чал стро­ить свое го­су­дар­ст­во, ко­то­рое бы­ло про­пи­та­но и про­ник­ну­то на­ци­ст­ской идео­ло­ги­ей. Идео­ло­гия бы­ла тем це­мен­том, ко­то­рый скре­пил и НСДАП, и во­об­ще всех сто­рон­ни­ков Гит­ле­ра. Сущ­ность фа­ши­ст­ской идео­ло­гии за­клю­че­на в ги­пер­тро­фи­ро­ван­н ...