Эпоха первых киевских князей
Страница 1

История » Древнерусское государство (IX-начало XII вв) » Эпоха первых киевских князей

О существовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия Киева Олегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии начал государственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодального государства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерно столетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления Владимира Святославовича, до 980 г. По словам В.О. Ключевского, «своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев».

На этом этапе Русь была объединена только механически, с помощью военной силы. Она не имела устойчивых границ. Власть киевского князя держалась на острие меча, удачливости, личной силе и уме «первого среди равных». В летописной легенде о призвании варягов его функции определялись следующим образом: «володеть и судить по праву». Киевский князь являлся военным предводителем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. С IX в. он носил двойной титул: «каган» («верховный предводитель» у тюркских народов) и «князь». Его принятие символизировало независимость Руси от Хазарии и подчеркивало верховенство киевского князя над князьями крупных племенных союзов, именовавших себя «светлыми» и «великими».

Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские» — являлись полноправными участниками княжеской думы. Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний и способы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю. Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайных ситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.

Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще один пережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельный полк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий. Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские. Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими». Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне с его дружиной.

Еще один правительственный орган Киевского государства — княжеская (дружинная) дума — не занимала самостоятельного места в политической структуре. Ее значение всецело определялось положением дружинного слоя. Дружинники жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем, делили с ним военную добычу и дань. По всем вопросам князь держал с

Страницы: 1 2 3 4

Обряды, связанные с рождением ребенка
Естественным смыслом брака у армян, как и у других народов, было рождение детей для продолжения рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий и даже божьим наказанием. Бездетная женщина постоянно подвергалась оскорблениям, особенно со стороны свекрови; она часто слышала, как о ней говорят: <сухая балка>, <б ...

Русско-японская война 1904-1905 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер и цели, движущие силы, основные этапы. Российский парламентаризм. I и II Государственная Дума
На рубеже XIX—XX вв. Россия играла все более заметную роль в международных отношениях. Она принимала непосредственное участие в формировании двух военно-политических блоков — Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). Одним из основных направлений ее внешней политики стала борьба за утвер ...

Ислам и политика в Чеченской республике
Начиная с 1989 года ислам все шире и глубже внедряется в общественно-поли­тическую жизнь Чечни. Этому способствовали внутренние изменения в Советском Союзе (курс перестройки, в частности, предоставил возможность всем конфессиям вес­ти пропаганду религиозно-нравственных ценностей); крах коммунистической идеологии и структуры, ее поддержи ...